Игра в наперстки: почему блокируется обновление ЦИК

Читати українською
Александр Радчукполитолог

С приближением избирательного 2019 года обновление состава Центральной избирательной комиссии выглядит уже не просто отложенным на неопределенный срок обещанием, но и приобретает практическое политическое значение. Так сложилось традиционно в украинской политике, что власть в той или иной степени пытается сохранить хотя бы косвенное влияние на возможность подсчета голосов. Сделать это можно, использовав квотный принцип партийного представительства в ЦИК.

И хотя формально все члены Центральной избирательной комиссии независимы от любого воздействия, а деятельность комиссии регулируется Конституцией и отдельным законом, зависимость от политиков в том или ином виде все равно присутствует.

В сложившейся ситуации для нынешней власти наибольшей головоломкой является то, что ЦИК – орган коллегиальный, основанный на квотном принципе. А значит, чтобы изменить ее состав, нужно договариваться с другими. Условными «друзьями» и ситуативными партнерами, а также с противниками. Именно на этом этапе и возник кризис с назначением новых членов ЦИК. Мест на всех не хватает: ведь нужно сохранить демократичность самой процедуры и одновременно усилить свои политические позиции.

Новый состав ЦИК так и не появился. Почему и будет ли качественное обновление?ВРУ 5 июля должна была уволить старый состав Центральной избирательной комиссии и назначить новый. Однако голосов не нашлось. Оценили ситуацию эксперты.

Казалось бы, а есть ли острая необходимость для действующей провластному большинству вообще менять состав ЦИК? Можно же было и в дальнейшем пользоваться измененными нормами закона о Центральной избирательной комиссии, в котором члены комиссии могут выполнять свои функции, по сути, бессрочно.

И все же, есть два главных аргумента, которые побуждают власть таки провести долгожданную замену почти всего состава Центризбиркома.

Во-первых, это обязательство перед западными партнерами. Это одно из важных непубличных требований, о котором украинским политикам все время напоминают во время встреч на высшем уровне. Проигнорировать его означает ухудшение отношений со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, и это именно то, что может иметь больший вес для украинских политических элит, – в случае, если не заменить ЦИК, результаты будущих выборов могут быть юридически опротестованы в судах. И у заявителей будут более чем «железные» аргументы – нелегитимность действующего состава Центральной избирательной комиссии. Поставить под сомнение результат выборов – очень опасная тенденция, учитывая нынешние украинские реалии.

Договариваться на берегу

Основной преградой для эффективного голосования за смену состава ЦИК является отсутствие согласованных договоренностей между основными фракциями большинства – БПП и «Народным фронтом». Это ярко показало рейтинговое голосование парламента по вопросу изменения членов Центризбиркома на прошлой неделе: всего проголосовали 179 нардепов, «Народный фронт» дал только 10 голосов из 80.

В общем, по мнению экспертов, «Народному фронту» не столько важно, какой будет его квота в ЦИК, сколько возможность «выторговать» для себя другие должности и назначения. О том, что страсти кипят на грани, свидетельствует заявление главы фракции НФ Максима Бурбака. В частности, он отметил, что «Народный фронт» проголосует за изменение состава ЦИК только тогда, когда в Верховную Раду будут внесены не 14, а 13 кандидатур (ведь должностей всего 13, тогда как президент внес представление на смену 14 членов комиссии), и среди них еще и будет представитель «Оппозиционного блока».

Депутаты отказались обновить состав ЦИК. Опять разборки?Депутаты, несмотря на запланированное на 5 июля голосование за новый состав ЦИК, так и не смогли принять решение. Почему и что будет дальше, рассуждали эксперты.

В свою очередь фракция БПП также выразила возмущение такой позицией партнеров по коалиции, и вообще отказалась от дальнейшего участия в голосовании в сессионном зале, пока заново не будут рассмотрены поправки по Антикоррупционному суду и повторное рассмотрение представлений на изменение состава ЦИК. Впоследствии представитель президента в парламенте Ирина Луценко подтвердила, что в парламенте рассматривают возможность увеличить количество членов ЦИК. Правда, чтобы осуществить подобный замысел, нужно изменить закон о Центральной избирательной комиссии. Но и расширения квоты еще не означает, что в парламенте найдутся голоса для замены состава ЦИК.

То, что ни депутаты, ни фракции и партии не могут договориться о замене состава Центральной избирательной комиссии, свидетельствует о глубоком кризисе самого подхода к формированию данного органа. Ведь парламентарии всегда подчеркивают, что квотный принцип - отвечает всем демократическим процедурам. В частности, и в рекомендациях Венецианской комиссии, а именно в Кодексе надлежащей практики в избирательных делах (в пункте 75), говорится, что в состав коллегиального органа, администрирует выборы, должны входить хотя бы по одному представителю от каждой парламентской силы. К сожалению, как видим, в украинском понимании «демократических процессов», квотная формула представительства в ЦИК не работает.

От перестановки слагаемых сумма не меняется

Скорее всего, вопрос об обновлении состава ЦИК таки будет перенесено на осень. Пока сохраняются хотя бы какие-то формальные возможности для роспуска парламента, основные политические игроки будут пытаться сохранить статус-кво.

Новый состав ЦИК: проголосуют ли до каникул и кто противНа прошлой неделе нардепы должны были проголосовать за увольнение старого и назначение нового состава ЦИК, но голосов в зале не хватило. О перспективах голосования рассказали эксперты.

Однако сам факт возникновения инициатив по расширению состава ЦИК и многострадальный процесс «торгов» вызывает существенное беспокойство – о каком честном подсчете голосов идет речь, если политическая компонента в вопрос об обновления состава комиссии является едва ли не самой главной? Как независимый орган, который должен обеспечить честный и открытый подсчет голосов и объявить результаты выборов, превратился в арену для поединков за политическое влияние?

Именно поэтому стоило бы вместе с вопросом обновления состава Центризбиркома инициировать и целый ряд других, более системных, изменений. Кроме квотного подхода, нужно вернуть доверие общества к процессу формирования состава ЦИК. Более того, не лишним было бы начать дискуссию о возможности изменения методов подсчета голосов и самого процесса голосования. Например, автоматизировать систему сбора и подсчета голосов в день выборов, что означало бы необходимость создания электронного списка избирателей и новой системы голосования и верификации их данных.

Правда, описанный выше выход из сложного положения в нынешних украинских политических реалиях выглядит как сценарий фантастического фильма. Поэтому как и когда бы ни обновили состав ЦИК, остается высокой вероятность сохранения политических влияний на ее дальнейшие решения.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...