У обещаний политиков есть цена в гривнах. Сколько стоит одно?

Читати українською
Валентин Гладкихполитический эксперт

Нет ничего удивительного в том, что украинский народ, который воплотил свою мудрость в том числе и в поговорку «обещанного три года ждут», относится к любым обещаний, а тем более к обещаниям политиков, мягко говоря скептически. К большому сожалению, в обществе бытует мнение, что обещания политиков вообще ничего не стоят, фактически – бесценны, поскольку не имеют для тех, кто их так обильно разбрасывает, никакой ценности. Впрочем, это вовсе не означает, что такие ничего не стоящие обещания являются бесплатными для избирателей.

Так сколько на самом деле стоят обещания политиков? Аналитики «Слова и Дела» попытались дать ответ на этот вопрос.

Кто из политиков наобещал больше всех в маеМэр Днепра Филатов обнародовал свою программу с 59 обещаниями, а Олег Ляшко опять говорил о победе на президентских выборах.

Ища ответ, мы исходили из того, что обещания политиков – это не просто слова, брошенные на ветер, а реальные обязательства перед избирателями – гражданами Украины. И поддерживая ту или иную политическую силу или того или иного политического деятеля (о чиновниках будет отдельный разговор), граждане Украины предоставляют им властные полномочия и соответствующие ресурсы для выполнения тех обещаний, которые оказались для людей наиболее приемлемыми.

Безусловно, как свидетельствуют наши предыдущие исследования, посвященные обещаниям политиков, отечественный политический класс до сих пор не склонен воспринимать свои предвыборные обещания как краеугольные положения для воплощения в жизнь и указатель для деятельности. Зато украинские политики предпочитают воспринимать свои обещания исключительно как инструмент предвыборных технологий – политической агитации. Да и сами избиратели, к сожалению, своими неадекватными запросами вызывают значительную часть неадекватных (популистских) обещаний политиков. Это превращает выборы в соревнование в умении убедительно врать, обещая то, что от тебя хотят услышать потенциальные избиратели.

Впрочем, это не означает, что практика отношения к обещаниям политиков исключительно как к инструменту очковтирательства или политической агитации является правильной. Правильно было бы воспринимать обещания политиков как их часть сделки с обществом, причем сделки не бесплатной.

Итоги апреля: какие обещания успели выполнить политикиСлово и Дело разбиралось, как политики выполняли свои апрельские обещания. С ними справились Тимошенко и Пашинский.

Проще говоря, произнося обещания, политик берет на себя обязательства совершить какое-то действие либо воздержаться от какого-то действия. А избиратель, отдавая свой голос за того или иного политика, определяет, какие действия для него являются желанными. То есть в самом общем виде можно представить это как своеобразное соглашение на предоставление услуг – избиратель, отдавая свой голос, рассчитывает получить определенный результат: будь то проголосованный законопроект или ремонт в сельской школе. И политики являются наемными работниками (хотя сами они предпочитают считать себя привилегированным сословием), которые получают вознаграждение из государственного бюджета.

Причем в последнее время из государственного бюджета (из народного кармана) финансируются не только отдельные депутаты, не только парламент в целом, но и политические партии, которые получили соответствующую поддержку со стороны избирателей. Поэтому вполне возможно сопоставить, сколько денег из государственного бюджета приходится на одно данное политиками обещание.

Для начала мы решили ограничиться данными только за 2017 год и только обещаниями народных депутатов. Схема проста: сначала посчитали количество обещаний, данных народными депутатами в течение 2017 года, а затем посчитали, сколько денег в течение 2017-го ушло на обеспечение деятельности Верховной Рады с ее аппаратом в целом и на финансирование партий в частности.

Чтобы узнать стоимость обещания, нам пришлось разделить общую сумму на количество выполненных обещаний. Она превысила 3 миллиона гривен.

После этого мы решили представить идеальный мир, в котором депутаты выполняют все без исключения свои обещания, и посчитать, сколько бы тогда стоило одно обещание. Для этого мы разделили общую сумму расходов на ВРУ на количество всех обещаний в 2017 году, а не только выполненных.

Слово и Дело посчитало, сколько стоит государственному бюджету Украины одно обещание народного депутата.

Результаты впечатляют... Неприятно впечатляют. Ничего не стоящие обещания, как оказалось, дорого стоят государственному бюджету...

Безусловно, мы не претендуем в этом исследовании на научную точность и осознаем целый ряд подводных камней, таких как невозможность одновременного выполнения взаимоисключающих обещаний различных политических сил. Впрочем, вычисленные цифры дают основания хотя бы задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы политики ценили свои обещания хотя бы настолько, насколько их оценивает государственный бюджет.

Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: