Когда в стране происходят резонансные события, народные депутаты часто грешат тем, что обещают по этому поводу направить депутатский запрос или создать временную следственную комиссию (ВСК). Мы решили разобраться, сколько таких комиссий было создано в Верховной Раде за последние четыре созыва и насколько эффективны депутатские расследования.
Временную следственную комиссию можно создавать по любому важному для общества вопросу, но при условии, что за нее проголосует одна треть от конституционного состава Верховной Рады Украины. Поэтому инициаторы создания комиссии пытаются привлечь в ее состав как можно больше нардепов из разных фракций.
В отличие от временной специальной комиссии, которая создается для подготовки и предварительного рассмотрения различных вопросов (например, подготовки законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс), ВСК расследует обстоятельства громкого преступления. Но для создания ВСК нужна не только поддержка части нардепов, но и соблюдение процедур.
Например, создание временной следственной комиссии по расследованию обстоятельств убийств журналистов Георгия Гонгадзе, Игоря Александрова, посягательства на жизнь нардепа Ельяшкевича летом 2002 года продолжалось в течение месяца со дня получения постановления Верховной Радой и до его подписания после принятия.
О результатах своего расследования члены ВСК должны отчитаться перед парламентом в течение года. Если нардепы принимают результаты работы этой комиссии, то она прекращает свое существование. Также ТСК «закрывается», если ее члены не отчитываются перед Радой, или прекращаются полномочия парламента соответствующего созыва, которой образована следственная комиссия. Заметим, что никакой ответственности по деятельности или бездеятельности таких ВСК народные избранники не несут.
Но проблема с ВСК еще и в том, что их выводы и предложения не считаются решающими для следствия и суда, а скорее носят рекомендательный характер. К тому же в Украине до сих пор нет закона о ВСК, поэтому правовой статус этих комиссий довольно шаткий.
Девять лет назад была попытка урегулировать деятельность ВСК отдельным законом, который впоследствии признали неконституционным.
«Дело в том, что практически все временные следственные комиссии у нас, как это неоднократно уже подтверждалось, создаются по принципу «если хочешь «зарыть» какое-то дело, создай комиссию», – считает политолог Андрей Горбенко. По его мнению, ВСК нужны, но сначала нужно принять соответствующий закон, чтобы эти комиссии были более-менее эффективны.
Сейчас деятельность ВСК регулируется регламентом Верховной Рады. Если сравнить, как нардепы голосовали за создание ВСК при разных созывах парламента, то видно, что раньше они относились к этому более ответственно. Инициаторами создания комиссии были не менее 3-4 депутатов, которые реалистично оценивали свои возможности по проведению расследований. С каждым последующим созывом количество депутатских голосов за создание очередной ВСК уменьшалось, а желающих самостоятельно создать комиссию и проводить расследование – увеличивалось.
Поскольку никто не может заставить нардепов отчитываться по работе следственных комиссий, то в последнее время они создавались не столько для расследований, сколько ради политического пиара. В последнее время, как мыльные пузыри, возникали ВСК о деятельности Яценюка, Гонтаревой, Авакова, которые успешно пропадали через год после создания.
Подробнее – на инфографике.
Мнение эксперта по поводу ВСК – в нашем материале.
Также мы писали, что Лозовой забыл инициировать создание ВСК по фактам присвоения украинских активов бизнесменами из РФ.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»