Информационная картина прошлого года заканчивалась тем, что представители радикальных организаций заложили здание одного из телеканалов мешками с песком и обнесли центральный вход колючей проволокой. Уже в новом году медиа-холдинг «Вести Украина» предупредил о готовящейся операции на территории бизнес-центра «Гулливер». 8 февраля руководство «Вестей» сообщило о захвате редакции. По словам руководства, правоохранители выносили из офиса вещи, а камеры внутреннего наблюдения были забрызганы баллончиками. В АРМА говорят, что офис «Вестей» передали управляющей компании, и отрицают захват.
«Слово и Дело» узнало экспертную оценку событий.
Политолог Кирилл Молчанов, оценивая ситуацию с захватом редакции издания «Вести», отметил, что были намерения либо закрыть, либо национализировать медиа-холдинг, потому что власть не устраивает риторика редакции.
«Это вряд ли связано с Гужвой. Он не имеет отношения к ним уже несколько лет, как минимум три года. Это скорее похоже на зачистку информационного поля перед предстоящими выборами в 2019 году. Повод просто выбрали хозяйственный, что у них якобы конфликт с арендодателем их этажа, а офис под арестом. При этом есть решение суда, что они могут там находиться», – констатировал эксперт.
Он подчеркнул, что с правовой точки зрения есть много вопросов, и пока непонятно, насколько выселение из офиса можно считать законным, если учитывать решение суда.
«В любом случае, это действительно не единичный случай. Такая тенденция отражает ситуацию со свободой слова», – добавил он.
На его взгляд, тенденция такова, что проблемы есть у СМИ, которые занимают критическую позицию в отношении власти.
Эксперт Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко подчеркнула, что какими бы ни были СМИ, в которых происходили такие вещи, и с кем бы они ни были связаны, такая ситуация не является нормальной, поскольку это фактически давление на СМИ.
«К сожалению, законодательно очень сложно урегулировать, что является средством массовой информации, а что – средством массовой пропаганды. В нынешних условиях обыски у СМИ однозначно будут интерпретироваться как давление на СМИ. Как это можно урегулировать более четко законодательно, пока не совсем понятно. И так уже есть нормы, главное – их выполнять. Да и СМИ часто используют манипулятивные технологии в эфире. Всего не пропишешь. Конечно, нужно следовать стандартам. Но все равно этим манипулируют», – пояснила Тищенко.
Иногда даже сложно выяснить, кто же настоящий бенефициар тех или иных СМИ, все это должно быть прозрачно, обратила внимание она.
«Да и сами потребители должны различать информацию», – добавила она.
«Обыски проходят и в негосударственных структурах, на предприятиях. Это вопрос взаимоотношений правоохранительных органов с разными субъектами хозяйственности», – резюмировала Юлия Тищенко.
Напомним, Freedom House признал Украину частично свободной страной.
Почему недовольство местом Украины в рейтингах Freedom House безосновательно, читайте в авторском материале по ссылке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»