Существует определенный набор тем, обещания по которым политики озвучивают ежегодно примерно в одно и то же время. Осенью, например, это обещания относительно образования, отопительного сезона или бюджетного процесса. Но есть и такие, которые отражают социально-экономическую ситуацию в данное конкретное время. В этом аспекте обещания, озвученные, например, осенью 2014 года, существенно отличаются от того, что говорят украинские политики сегодня. «Слово и Дело» продолжает ежемесячно освежать память своих читателей, напоминая, что политики обещали в это же время в течение трех последних лет.
Ноябрь 2014-го: референдум по НАТО, ликвидация ГАИ и люстрация
Ноябрь 2014 года стал первым месяцем работы Верховной Рады VIII созыва. И хотя новый состав парламента фактически начал работу только 27 ноября, «Слово и Дело» начало фиксировать обещания новоиспеченных народных избранников еще до их присяги. Собственно, самой присяги и касается первое обещание нашего сегодняшнего обзора: не допустить к ней депутатов предыдущего созыва, которые голосовали за законы 16 января, пообещал в самом начале месяца Юрий Береза. Но ничего поделать он не смог: избранные на новых выборах представители предыдущего состава парламента беспрепятственно получили свои мандаты.
19 ноября 2014-го прозвучало еще одно резонансное обещание – министра внутренних дел Арсена Авакова по ликвидации Государственной автомобильной инспекции. Уже через год в стране официально перестали существовать как ГАИ, так и МРЭО.
Через несколько дней, 22 ноября 2014-го, «Слово и Дело» зафиксировало обещание другого депутата с фамилией Береза – мажоритарщика Борислава Березы, который пообещал способствовать применению закона о люстрации ко всем выборным должностям. Это обещание пока «в процессе».
Такой же статус имеет обязательство президента Петра Порошенко в случае возможности вступления Украины в НАТО провести по этому вопросу референдум.
Ноябрь 2015-го: отмена судейского иммунитета, мораторий на «долг Януковича» и реформы в МОУ
Если говорить о ноябре 2015 года, то список стоящих внимания обещаний политиков такой. 6 ноября украинцы услышали от президента Петра Порошенко обещание о том, что судьи будут лишены абсолютной неприкосновенности, которая у них была наравне с народными депутатами. В июне следующего года президент подписал принятые Радой перед этим изменения в Конституцию в части правосудия, которые ограничили судейский иммунитет до функционального уровня, так что обещание выполнено.
13 ноября во время встречи с американским министром финансов Джейкобом Лью тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Киев объявит мораторий на выплату долга, который взяла у России предыдущая власть, если в Москве не согласятся его реструктуризировать. В сумме речь шла о более чем 3,5 млрд долл., мораторий на возврат которых Украина без каких-либо международных санкций ввела уже в следующем месяце.
В конце месяца аналитики «Слова и Дела» зафиксировали еще одно важное обязательство – министра обороны Степана Полторака о реформировании Минобороны и Генерального штаба ВСУ на всех уровнях. Это процесс рассчитан не на один год и пока он продолжается.
Ноябрь 2016-го: эпопея с «Охматдетом», «Роттердам+» и конфликт между НАБУ и ГПУ
Ноябрь 2016 года был далеко не первым месяцем, когда украинцы услышали от чиновников о намерениях завершить строительство нового корпуса детской больницы «Охматдет». На этот раз (и не в последний) таким заявлением отличился премьер-министр Владимир Гройсман. Тогда он пообещал завершить работы к середине лета следующего года. Но, как мы знаем, нашлась масса факторов, которые помешали премьеру воплотить это обещание в жизнь.
Так же не смог выполнить обещание, данное в тот же период, лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Он тогда уверял, что его политическая сила подаст на НКРЭКУ в суд, если комиссия не отменит формулу ценообразования энергетического угля «Роттердам+». Отмена постановления о применении этой формулы от НКРЭКУ так и не поступила, однако «радикалы» в суд по действиям нацкомиссии также не обращались.
Еще одно важное обещание Ляшко, которое мы зафиксировали в ноябре прошлого года, касается НАБУ и прослушивания детективами Бюро подозреваемых в коррупционных преступлениях. Этот вопрос возник после того, как между Антикоррупционным бюро и Генпрокуратурой возник конфликт из-за якобы незаконного прослушивания сотрудниками НАБУ ряда лиц и слежки за работниками самой ГПУ. Собственно, именно поэтому Ляшко предложил лишить НАБУ зависимости от ГПУ, которая, по действующему законодательству, имеет исключительное право на определение подследственности преступлений, а соответственно, и применения таких следственных действий, как прослушивание. Пока проект закона №4812 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины)» ожидает рассмотрения в первом чтении, и обещание остается со статусом «в процессе».
Тогда же «Слово и Дело» зафиксировало обещание Арсена Авакова до лета 2017 года запустить сервисные центры МВД по всей стране. Но с этим планом министр не справился и в конце весны заявил, что открыты уже 18 таких центров. Но всего их должно быть около полусотни, поэтому «Слово и Дело» обозначило это обязательство как проваленное.
«На закуску» – обещание местного масштаба, которое, впрочем, не менее важное, чем предыдущие. 8 ноября 2016 года глава Волынской ОГА Владимир Гунчик пообещал провести капитальный ремонт дороги Луцк-Ровно. И это обещание, насколько нам известно, пока выполняется.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»