На календаре – начало октября, а это значит, что Украина входит в традиционно наиболее активный период политического года: парламент будет принимать особенно важные решения (пенсионную, судебную и медицинскую реформы, а также бюджет на следующий год), Кабмин готовится к отопительному сезону и вносит последние правки в проект бюджета. Да и военные и околовоенные события не дают политикам расслабиться: закон о деоккупации Донбасса (который в АП все никак не покажут), вопрос введения миротворцев ООН, взрывы на складах боеприпасов.
Все это – темы самых горячий дискуссий и обещаний политиков сегодня, и, скорее всего, на ближайшие месяцы. А о чем говорили и что они обещали в предыдущие годы? Что общего и что изменилось за три последних года? «Слово и Дело», как всегда, предлагает узнать это из нашего ежемесячного обзора самых важных обещаний, которые политики озвучили в октябре 2014, 2015 и 2016 годов.
Октябрь 2014-го: «Стена» Яценюка, заочный суд над Шойгу и горячая вода для киевлян
В октябре 2014 года страну все еще будоражили трагические события на Донбассе. Еще свеж был в памяти Иловайск, из плена стали возвращаться первые украинские бойцы, благодаря рассказам которых становилось окончательно понятно – на Донбассе против нас воюют не так «ополченцы», как регулярные российские части. Примерно тогда же состоялся «обмен любезностями» между украинскими и российскими силовиками: министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил о намерении заочно осудить в Украине главу Минобороны России Сергея Шойгу (за вторжение). В РФ же, в свою очередь, Авакова тоже объявили военным преступником. На этом дело заглохло, т. к. пока что обещание украинского министра имеет статус «в процессе». Это заявление прозвучало 31 октября.
Двумя неделями ранее Арсений Яценюк, занимавший тогда пост премьер-министра, пообещал, к строительству пограничных сооружений (так называемой «Стены» на границе с РФ) будут привлечены переселенцы из Донецкой и Луганской областей. При этом глава правительства назвал вполне конкретную цифру людей, которых планировал задействовать – 40 тысяч. Почти через год «Слово и Дело» поинтересовалось, как идут дела с реализацией проекта, и выяснилось, что никаких переселенцев, тем более в озвученном Яценюком количестве, никто к строительству не привлекал.
Укреплять оборону не только физически, но и стратегически путем обучеия украинских воинов по стандартам НАТО тогда же, в октябре 2014-го, пообещал президент Петр Порошенко. Это обещание, как мы знаем, выполнено, и чем дальше, тем больше ВСУ внедряют опыт западных коллег.
Отдельно отметим обещания мэра Киева Виталия Кличко. Дело в том, что жители столицы уже давно забыли о том, что такое стабильное и бесперебойное горячее водоснабжение. В городе то профилактика, то порывы труб, то бесконечные ремонты, которые почти никогда не заканчиваются в срок… Конечно, на фоне других проблем страны перебои с подачей горячей воды кажутся пустяком, но когда это происходит на протяжении многих лет, проблема приобретает серьезный характер. В общем, как и сейчас, летом и осенью 2014-го многие киевляне были лишены горячей воды по несколько месяцев. 9 числа городской голова пообещал оперативно возобновить горячее водоснабжение в Киеве. Но не до конца справился с этой задачей – по состоянию на 13 октября в около 5% домов все еще не подавалась горячая вода.
Ну и еще немного замечательного. Именно тогда, в октябре 2014-го «Слово и Дело» зафиксировало обещание лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко о том, что она не собирается переходить в оппозицию. Но политическая целесообразность и желание заработать побольше баллов рейтинга явно изменили мнение Тимошенко за эти годы.
Октябрь 2015-го: местные выборы, е-декларирование и спецконфискация
21 октября 2015 года, за несколько дней до местных выборов, президент пообещал: в ближайшие 4 года страна, наконец, отдохнет от выборов. И хотя явно не все с этим согласны, как видим, пока обещание выполняется.
С местными выборами были связаны и многие обещания политиков. На предвыборных обещаниях кандидатов особо останавливаться не будем, поскольку это предмет отдельного исследования. Но есть интересные заявления и помимо них. Например, глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль 1 октября пообещал, что во время голосования на места, где будет иметь место подкуп избирателей, будут выезжать опергруппы правоохранителей. Обещание впоследствии было выполнено, хотя бывалых скупщиков голосов этим вряд ли можно было напугать.
Через неделю, 7 октября, «Слово и Дело» зафиксировало обещание народного депутата Андрея Парубия, за выполнение которого мы бы сегодня сказали ему большое «спасибо». Могли бы, но не скажем. Это было обещание о том, что на следующий день Рада рассмотрит проект закона, предусматривавший запрет освобождения под залог коррупционеров. К сожалению, этого не произошло и обвиняемых в коррупционных преступлениях продолжают выпускать из-за решетки за символические (по сравнению с суммами взяток) деньги.
8 числа прозвучало еще одно важное обещание: Олега Березюка о том, что «Самопомощь» поддержит законопроект Яценюка №2541а об усовершенствовании института спецконфискации. Рада голосовала за него через месяц, 10 ноября, и фракция политической силы его также поддержала.
А еще тогда жителям одного из крупнейших городов Украины, Днепра, пообещали завершить до 2020 года строительство местного метрополитена. Об этом заявил бывший мэр областного центра, а на тот момент уже народный депутат Иван Куличенко.
Октябрь 2016-го: «минималка» 3200, новый земельный мораторий и нулевые декларации
В октябре прошлого года окончательно стало понятно, что с января 2017-го минимальная заработная плата увеличится до 3200 грн. Именно этот показатель был заложен Кабмином в бюджет страны. Обещание об этом зафиксировано 26 октября у Петра Порошенко. Поначалу солидарность с президентом проявили и его наиболее яростные идеологические противники – «Оппозиционный блок». Поддержать введение этой нормы от имени всей фракции пообещал Александр Вилкул, отметив, что «Оппоблок» проголосует за любое повышение «минималки». Но когда дело дошло до голосования (которое состоялось уже в декабре), фракция не отдала за это решение ни одного голоса «за».
Ранее, в самом начале месяца, прозвучало обещание лидера фракции «Народного фронта» Максима Бурбака о том, что НФ поддержит продление моратория на продажу земли сельхозназначения. Буквально через несколько дней, 6 октября, ему представилась возможность выполнить это обещание и нардепы фракции его не подвели.
Также отметим Нину Южанину с ее предложением разрешить украинцам единоразово задекларировать свое имущество без каких-либо правовых последствий, после чего государство смогло бы осуществлять дальнейший контроль заработков и трат граждан по всей строгости закона. Зарегистрировать соответствующий законопроект она обещала «в ближайшее время», однако по состоянию на конец марта 2017 года он все еще не был подан в Верховную Раду, так что «Слово и Дело» предоставило этому обещанию статус «не выполнено».
И напоследок несколько слов об обещаниях региональных властей. 28 октября прошлого года губернатор Тернопольской области Степан Барна пообещал до конца года закупить для школ региона 15 автобусов. Обещание было выполнено и всего за год в районы Тернопольской области отправились 35 новых школьных автобусов.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»