Ремонт дорог и украинские политики: пиар по поводу и без

Читати українською
Ремонт дорог в Украине – это всегда событие, ведь десятки лет инфраструктурой в стране откровенно пренебрегали. И от желающих попиариться на этом нет отбоя.
Фото из открытых источников

На днях глава «Укравтодора» Славомир Новак в интервью заявил, что не видит ничего плохого в том, что политики пиарятся на строительстве и ремонте дорог. «Думаю, что благодаря дорогам можно выигрывать выборы. По результатам различных соцопросов, одной из самых важных вещей для людей в Украине являются дороги. Не вижу ничего плохого в том, что политики пиарятся на дорогах. Думаю, это правильный подход», – сказал чиновник, приводя пример родной Польши, где, по его мнению, именно дороги помогли нынешней власти победить на выборах.

Мы не будем спорить с господином Новаком о том, хорошо или плохо то, что политики делают себе рейтинг на ремонте и строительстве дорог (за государственный счет, разумеется). Однако мы согласимся с ним, что это очень важный и часто используемый инструмент пиара. Сказать, что в системе «Слова и Дела» подобных обещаний много – ничего не сказать. Их очень много, причем среди политиков всех уровней. Все – от премьер-министра до мэров областных центров – дают их регулярно (и даже иногда выполняют).

Кстати, о премьер-министре. Не так давно Владимир Гройсман написал у себя в Facebook о том, что, мол, украинцы приятно удивляются качеством ремонта некоторых автомагистралей. Мы совсем не против, чтобы таких восторженных откликов было больше. Но хотелось бы напомнить главе правительства, что в прошлом году он уже провалил обещание привлечь на ремонт дорог в Украине от 18 до 19 млрд грн. По итогам 2016 года оказалось что на эти нужды ушло всего 10 млрд грн. Что тоже немаленькая сумма, но где «потерялись» остальные 8-9 млрд? К слову, такое же невыполненное обещание зафиксировано и у министра инфраструктуры Владимира Омеляна.

Также любопытна другая история заявлений премьера. В мае 2016 года он говорил, что за 2-3 года сможет привести украинские дороги «в нормальное состояние». А в июне этого года, судя по заявлению Гройсмана, этот срок продлился уже до 5-7 лет.

Также представители власти любят называть километраж дорог, которые планируют отремонтировать. И тут, как говорится, кто больше: Петр Порошенко, к примеру, пообещал в 2017 году отремонтировать около 2 тыс. км дорог, а Омелян назвал цифру в 2,5 тыс. км. Впрочем, пока «Укравтодор» от графиков, намеченных президентом и министром, отстает, хотя работы, таки да, ведутся. Успеют ли дотянуть хотя бы до 2 тыс. км? Об этом мы, несомненно, вам расскажем в конце года.

Также в конце 2017 года станет окончательно ясно, сможет ли министр Омелян ввести обязательную верификацию ремонта дорог (алгоритм проверки качества ремонта/строительства), которая должна бы заработать в поточном году.

Именно такого алгоритма не хватило во время выполнения частным подрядчиком ремонта дорог в городах Любомль и Владимир-Волынский в Волынской области в 2016 году. Собственно, примеров «халтурного» ремонта дорог пруд пруди по всей Украине, но именно здесь на это обратил внимание местный народный депутат Игорь Гузь. В связи с чем в его досье на сайте «Слова и Дела» появилось обещание добиваться привлечения к ответственности подрядчика за некачественную работу. Нардеп обратился по этому факту в правоохранительные органы, тем самым вынудив фирму-исполнителя работ пойти на компромисс и исправить огрехи.

Если взглянуть на обещания других депутатов, то можно увидеть, что обещания отремонтировать ту или иную автодорогу в округе, в целом, не редкость. Несмотря на то, что в сферу их депутатской компетенции это и не входит. Например, Сергей Кивалов на выборах в 2014 году обещал построить кольцевую дорогу в Одессе (ждем информацию о ходе реализации), Максим Бурбак – что строительство дороги Киев-Харьков-Должанский будет финансироваться Всемирным банком (выполнено), а Антон Киссе сначала обещал, что ремонт трассы Одесса-Рени завершится в январе 2017 года, а потом – что для мониторинга этого обещания будет создана специальная общественная группа. Почему не выполнено первое обещание Киссе, объяснять будет лишним, а вот второе все же разъясним: вместо общественной группы за состоянием ремонта наблюдали помощники народного депутата. По крайней мере так «Слову и Делу» ответил сам Киссе.

Кстати, если уж говорить о пиаре на дорогах, то многострадальная трасса Одесса-Рени в этом плане просто образец того, как нужно повышать рейтинг за счет инфраструктурных проблем. Чего только стоит обещание грузинского украинца без паспорта Михеила Саакашвили, который, будучи губернатором Одесской области, обещал проводить встречи прямо в палатке на трассе. И ведь проводил же. Не уверены, что на процесс выделения денег на ремонт повлиял именно этот факт, но обещание выполнено. Теперь дело Саакашвили продолжает другой глава ОГА, Максим Степанов. Правда, он обещает не прием граждан в палатке, а всего лишь закончить ремонт дороги в 2017 году.

Не воспользоваться случаем и не поднять рейтинг на теме ремонта дорог не мог и известный парламентский популист Олег Ляшко, который в июне этого года пообещал, что «деньги Януковича» пойдут на ремонт дорог. Ясное дело, что конфискованные средства бывшего президента и его окружения будут потрачены не только на это, и Ляшко со своими 19 депутатами фракции повлиять на это дело вряд ли сможет.

Более системные и реальные подходы предложили депутаты Виктор Бондарь и Тарас Креминь. Первый пообещал направлять по 8% от стоимости топлива на АЗС в местные бюджеты на ремонт и содержание районных и городских дорог, второй – зарегистрировать законопроекты, которые помогут контролирующим органам уберечь украинские дороги от перегрузок. По первому обещанию определенное движение наблюдается, так что пока оно «в процессе», второе – уже не выполнено, так как депутат в течение полугода не подал обещанную законодательную инициативу.

Виталий КличкоГородской голова Киева
Кличко намерен отремонтировать 300 километров дорог в 2017 годуСказано 8 декабря 2016 г.Статус обещания: Выполнено

Ну и, конечно, наш обзор был бы неполным без обещаний местной власти. Ведь ее поддержка населением часто напрямую зависит от состояния дорог. Поэтому они стараются извлечь из этого максимум электоральной пользы. Например, в прошлом году «Слово и Дело» зафиксировало обещание мэра Киева Виталия Кличко отремонтировать в столице 300 км дорог и, в частности, Кольцевую дорогу. Обе пока «в процессе» и мы с нетерпением ждем конца года, чтобы подвести итоги.

Кстати, ремонт или строительство окружных трасс городов – популярный предмет пиара у представителей местной власти. Такими обещаниями в последние годы отметились городской голова Одессы Геннадий Труханов, губернаторы Тернопольской, Волынской, Николаевской областей Степан Барна, Владимир Гунчик, Алексей Савченко.

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: