Укрепление границы: обещания политиков и реальность

Читати українською
В связи со скандальным прорывом Саакашвили государственной границы Слово и Дело решило проверить, так ли тщательно украинская власть относится к этому вопросу, когда речь не идет об известных оппозиционерах.
Фото из открытых источников

Последние несколько дней в Украине только и говорят о том, как экс-губернатор Одесской области и бывший президент Грузии Саакашвили, лишенный украинского гражданства, в сопровождении соратников и народных депутатов прорвался через польско-украинскую границу. Кто-то встал на защиту Саакашвили, кто-то полностью осуждает его действия, но и те, и другие сходятся во мнении, что это не что иное, как политический фарс. Саакашвили превратил в заложников обстоятельств людей, которые в это же время имели несчастье оказаться вместе с ним на границе, и создал опасный прецедент, а Банковая продемонстрировала в действии принцип «друзьям – все, врагам – закон». Политических дивидендов себе не заработали ни первый, ни вторая, зато шума наделали много.

Арсений ЯценюкПредседатель политсовета партии "Народный фронт"
Яценюк заявил, что в сентябре 2015 года 49 пунктов пропуска будут подключены к системам ИнтерполаСказано 15 июня 2015 г.Статус обещания: Не выполнено

Ввиду этого резонансного события «Слово и Дело» решило поинтересоваться, как хорошо политики (независимо от того, на какой стороне баррикад в конфликте Саакашвили-Порошенко они находятся) выполняют свои обязательства по укреплению государственной границы. Так же живо, как они кричали о нарушении закона первым или вторым? И на этот случай у нас, как всегда, есть перечень обещаний, за выполнением которых следят наши аналитики.

Так, например, один из оппонентов Саакашвили Арсений Яценюк уже давно вошел в историю со своей «Стеной» на российско-украинской границе. А точнее, с фактическим ее отсутствием. А еще он не выполнил обещание о подключении в сентябре 2015 года к системе Интерпола 49 пограничных пунктов пропуска.

Его преемник на премьерской должности Владимир Гройсман имеет в своем активе пока только одно выполненное обещание из тех, что касаются обустройства границы, – о создании межведомственного подразделения для контроля за таможней. Также выполнил свое обещание о введении электронной системы пропускного режима секретарь СНБО Александр Турчинов.

Среди народных депутатов больше всего обещаний по обустройству границы дали члены «Народного фронта». У них, в частности, зафиксировано программное обещание партии о содействии строительству и обустройству государственной границы, глава фракции Максим Бурбак пообещал способствовать разработке и реализации проектов трансграничного сотрудничества Украины и ЕС, Андрей Тетерук заявил, что НФ будет лоббировать вопросы финансирования проекта «Европейский вал» по обустройству границы с Российской Федерацией, а Павел Пинзеник – инициировать введение визового режима с РФ.

Есть подобные обещания и у местных властей. Начнем со Львовской области, которая и стала центром событий с участием Саакашвили (именно там расположен тот самый пункт пропуска «Шегини»).

Итак, в привязке к этому региону «Слово и Дело» зафиксировало обещания губернатора области Олега Синютки обратиться к руководителю ГФС Украины относительно проверки работников таможни на полиграфе, которое он дал в марте 2016 года и почти сразу выполнил, а также обязательства осуществить капитальный ремонт отрезка автодороги в Яворовском районе до таможенного перехода Грушев-Будомеж в 2016 году. Однако последнее реализовать главе Львовской ОГА не удалось.

Также достаточно много обещаний, касающихся государственной границы, имеет в своем досье руководитель Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль. Он известен прежде всего жестким отношением к контрабанде. Так, например, в мае 2016-го он заявил, что уволит всю смену таможни, если кого-то из ее сотрудников поймают на взятке. И свое слово сдержал. Также выполнены обещания Москаля о создании специальных рабочих групп для сверки документов по движению товаров через границу и решении на законодательном уровне вопроса пересечения границы автомобилями с иностранными номерами. А вот обязательство возобновить работу пункта пропуска в селе Хижа глава Закарпатской ОГА пока не выполнил (имеет статус «в процессе выполнения»).

Еще несколько обещаний по теме Москаль дал в должности главы Луганской военно-гражданской администрации. Два из них выполнил, одно – провалил. В частности, статус «выполнено» получили его обязательства перекрыть автомобильное сообщение с оккупированными территориями, оставив проход только для пешеходов, и инициировать восстановление малого пограничного движения между Украиной и Россией в Меловом для жителей Чертково. А вот обещанного губернатором Луганской области закрытия пункта пропуска в селе Родина при условии непрекращения обстрелов так и не произошло.

Нынешний же глава Луганской ВГА Юрий Гарбуз пока имеет только одно подобное обещание – добиться открытия пункта пропуска «Золотое». Однако когда это произойдет, пока непонятно, поскольку обстановка на этом участке фронта все еще напряженная.

Открыть дополнительный пункт пропуска пообещал и его «сосед», глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский. Речь шла о «Курахово», пункте пропуска, который действительно заработал в ноябре 2015 года. Также он обещал, что логистические центры на контрольно-пропускных пунктах не превратятся в центры спекулятивной торговли или бизнеса, однако этому обязательству «Слово и Дело» предоставило статус «не выполнено», поскольку стало известно о фактах спекуляций в логистических центрах.

Также актуальным является вопрос укрепления границы и совершенствования процесса ее пересечения для Черновицкой и Ивано-Франковской областей. В частности, в настоящее время «в процессе выполнения» находятся обещания губернатора Черновицкой области Александра Фищука об открытии в 2019 году пунктов пропуска «Белая Криница», «Долишний Шепот» и «Руська», а также о запуске грузового терминала на «Порубном». В то же время обязательство открыть два новых пункта пропуска в июне 2016 года глава ОГА провалил.

Что касается Ивано-Франковской области, то здесь, по замыслу губернатора Олега Гончарука, должен появиться новый пункт пропуска на украинско-румынской границе в Верховинском районе. Пока это обещание имеет статус «в процессе».

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: