Приехали, конечная: что оставил после себя Бальчун

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

«Должен сказать, что многим обязан поддержке премьер-министра Гройсмана, первого вице-премьера Кубива, вице-премьера Кистиона, главы наблюдательного совета УЗ Кравцова», – написал в связи с отставкой директор «Укрзализныци» Войцех Бальчун. О министре инфраструктуры Владимире Омеляне – ни слова. И странно, и нет. Нет – потому что вся страна уже утомилась от их публичной грызни, которая никак не шла на пользу нашим поездам. А странно потому, что только в Украине могли додуматься отделить государственную железную дорогу от профильного министерства. О коротком, но ярком «польском периоде» наших железных дорог порассуждаем коротко и ярко.

В соцсетях недавно пронеслась небольшая волна в связи с постом некой дамы, которой было стыдно за наши поезда перед… какими-то попутчиками поляками. А за поляка Войцеха Бальчуна во главе «Укрзализныци» перед Украиной никому не стыдно? А за то, как этот выдающийся топ-менеджер и его формальный шеф, министр инфраструктуры Украины, меряются кардинально разными показателями работы железных дорог и на всю страну спорят о том, кто из них врёт?

Луценко просит Гройсмана не продлевать контракт с Бальчуном – СМИГенеральный прокурор Юрий Луценко просит премьер-министра Владимира Гройсмана не продлевать контракт с главой Укрзализныци Войцехом Бальчуном.

«Внутренний голос мне подсказывает: сегодня услышим об отставке Войцеха Бальчуна» - это прогноз не от Алёны Куриловой (экстрасенс – авт.), как мне показалось сначала. Присмотревшись, я увидел, что написал этот анонс сегодня рано утром в Twitter замглавы «Миноккупации» (министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц) Георгий Тука. Странно, что он влез в эту историю. Хотя, например, за починку кондиционеров в свежеотремонтированных вагонах и за увольнение нерадивых чиновников мы должны благодарить вице-премьера по евроинтеграции Иванну Климпуш-Цинцадзе – лишь после её поста в соцсетях «Укрзализныця» заметила странную закономерность: летом у нас жарко, а при неработающих кондиционерах даже проводники теряют сознание. Всё смешалось в доме правительства Гройсмана.

К этим новостям (и анонсам) последних дней и часов стоит добавить ещё такую: Окружной админсуд Киева признал незаконным январское постановление правительства о выведении «Укрзализныци» из-под контроля Мининфраструктуры и прямом подчинении Кабмину (читай – премьер-министру). О той ситуации и о положении в транспортном предприятии-гиганте я писал полгода назад и с тех пор ничего не изменилось в лучшую сторону. Бальчун продолжает рапортовать об успехах и прибылях, а министр Владимир Омелян продолжает опровергать победные реляции поляка. Из последних данных: «Укрзализныця» заявляет, что за первую половину этого года получила 122,5 миллиона гривен чистой прибыли (по сравнению с убытком в 3,77 миллиарда за первое полугодие 2016 года). Министр Омелян обстоятельно разносит эти заявления в пух и прах: прибыль в этом году он объясняет позитивной курсовой разницей в 1,23 миллиарда гривен, а «минуса» (3,79 миллиарда за январь-июнь 2016-го) - курсовым убытком в 1,4 миллиарда. Кроме того, «Укрзализныця», по словам министра, завысила чистую прибыль в этом году путем искусственного растяжения сроков амортизации и доведения отдельных основных средств до нулевой стоимости (в денежном исчислении это дало эффект в 1,72 миллиарда), а также переноса капитальных ремонтов основных средств из себестоимости на капитальные инвестиции (это ещё почти полмиллиарда). Владимир Омелян также сообщает: по результатам первого полугодия 2017 года показатель EBITDA «Укрзализныця» составил 9,1 миллиарда гривен (на 11%, меньше, чем в первом полугодии 2016 года).

«Укрзализныця» в цифрах и фактах: как работает основной перевозчик УкраиныНа днях Владимир Омелян заявил, что по решению суда, ПАТ «Укрзализныця» снова перешла в подчинение Мининфраструктуры, после того, как более полугода предприятием руководил непосредственно Кабинет министров. «Слово и Дело» решило показать, что представляет собой ПАО и с чем теперь будет иметь дело Омелян.

«Укрзализныця» вернулась домой! Так решение Окружного административного суда Киева вернуть предприятие ему в подчинение прокомментировал министр Омелян. Спасибо, что хоть не написал «в родную гавань». Хорошо ли это? Смотря для кого. Для политических баллов Владимира Омеляна в его противостоянии с тёзкой Гройсманом – да. И даже неважно сейчас, что правительство это решение, конечно же, обжалует. И совершенно не важно: связана сегодняшняя отставка Бальчуна с этим решением или нет. Для порядка в транспортном хозяйстве это тоже хорошо, ведь забрать у Мининфраструктуры железную дорогу – это вам не изъять коньяк из рошеновских конфет «Стрела». Это скорее как переподчинить группу духовых инструментов от дирижёра оркестра напрямую балетмейстеру: зачем? Ведь нашему «главному танцору» Гройсману и без железнодорожного хозяйства постоянно что-то мешает.

Но сможет ли там навести порядок конкретно министр Омелян – это большой вопрос. Просто потому, что предприятие уже было в его подчинении, и он давал много обещаний на тему железных дорог. Но железными ли оказались его обещания? «Слово и Дело» вынуждено авторитетно констатировать: Владимир Омелян выполнил лишь 5% от общего числа своих обещаний на должности министра инфраструктуры. В частности, пример конкретно по поводу «Укрзализныци»: Омелян обещал до конца 2016 года капитально отремонтировать около 100 пассажирских вагонов «Укрзализныци». Не выполнил: 26 января 2017 года Владимир Омелян отчитался, что в 2016 году был проведен ремонт всего 21 пассажирского вагона. Конечно, министр настаивает, что это проблема Бальчуна, но вся странность ситуации не снимает с него политической ответственности. Есть и другие интересные обещания Омеляна, но проще всем желающим ознакомиться с ними отдельно.

Является ли отставка Бальчуна победой для министра инфраструктуры? Моральной сатисфакцией точно является, но в поездах нам то холодно, то жарко совсем не от этого. А отставку Бальчуна связывать с плохими показателями работы «Укрзализныци» и его постоянным враньём тоже не стоит – скорее это часть кампании по избавлению нас от заезжих топ-менеджеров: целой команды грузин, американки Наталии Яресько (Уляне Супрун приготовиться?), теперь вот от поляка Бальчуна. Интересы крупного бизнеса, завязанного на «Укрзализныцю», вряд ли пострадают от отставки Бальчуна, ведь в большинстве своём это сфера деятельности людей из ближайшего окружения нынешнего президента и его предшественника-беглеца (а часто это одни и те же люди). Правда, прокуратура буквально на днях порадовала: «Укрзализныце» уже на этой неделе передадут тысячу арестованных ранее полувагонов, принадлежавших фирме беглого главы Минсдоха Александра Клименко.

Бальчун подал в отставку не отчитавшисьНе дождавшись анонсированного отчета правления «Укрзализныци», глава УЗ Войцех Бальчун подал в отставку.

Но с чем всё же связана отставка Бальчуна, которого всего лишь полгода назад взял «под крыло» лично премьер-министр? Возможно, ответ кроется в том, что несколько дней назад генпрокурор Юрий Луценко попросил премьер-министра Владимира Гройсмана не продлевать контракт с главой «Укрзализныци». Мотивировал свою просьбу Луценко тем, что прокуратура (и другие органы) расследуют едва ли не сотню уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами УЗ. Кроме того, предприятие продолжает и в этом году прошлогоднюю практику постоянных безропотных проигрышей в судах ВСЕМ коммерческим структурам, подающим против неё иски, и суммы компенсаций из бюджетных средств исчисляются уже десятками миллионов!

Помимо экономических дел есть и расследование военной прокуратуры о разглашении железнодорожниками сведений, составляющих государственную тайну. Кстати, а сколько тайн увезёт с собой в Польшу музыкант и шоумен Войцех Бальчун? К нему у прокуратуры вопросов нет? Вряд ли, ведь если Бальчун начнёт говорить всё, что знает, то несдобровать многим видным деятелям фракции БПП, которой до назначения генпрокурором руководил Луценко (братьям Дубневичам и Игорю Кононенко как минимум). Поэтому даже отчёта Бальчуна, анонсированного месяц назад, не последовало, а именно после этого должен был рассматриваться вопрос о продлении (или непродлении) контракта с ним. Зато в прощальном посте поляк отчитался: «Я все время имел полную поддержку от семьи в Польше, но неизменно ключевым элементом моей жизни здесь была тоска по семье, которая вынуждена была принимать последствия моей международной миссии».

Что ж, вернётся ли в родную гавань «Укрзализныця», это мы ещё посмотрим, а Бальчуна и его семью уже можно поздравить с возвращением того в родное лоно. И всех нас заодно, граждане пассажиры.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: