Не прошло и трех лет, как действующий мэр столицы Виталий Кличко решил объявить парковщиков вне закона. Мол, уже с 10 августа, чтобы оплатить парковку в Киеве, водители смогут пользоваться только паркоматами, смс и талонами на парковку.
Конечно, могут. Ведь по закону они могли платить такими же способами и раньше. Более того, согласно постановлению Кабинета министров Украины №1342 «Об утверждении правил парковки транспортных средств» от 3 декабря 2009 года, парковщики не имеют права взимать средства за услугу парковки. Они могут только контролировать процесс оплаты, предоставлять талоны на парковку, но не более.
В столице парковочный бизнес приобрел грандиозные масштабы. В то, что киевские власти не догадывались о злоупотреблениях в этой сфере, верится с трудом. Впрочем, ярким свидетельством изменений является реакция самих парковщиков в сине-оранжевых жилетах: возмущенные решением столичных властей сделать часть Подола пешеходной, они устроили протест возле здания КГГА и горсовета. Перекрыв Крещатик, парковщики в беседах с журналистами жаловались не только на тяжелые условия труда и отсутствие заработка, но и на убыточность коммунального предприятия «Киевтранспарксервис».
Интересно и то, что один из заместителей главы КГГА Илья Сагайдак назвал парковщиков «рэкетирами». «Мне в свое время не удалось убедить разогнать этих рэкетиров в жилетках с улиц столицы. Сейчас они перекрыли Крещатик, потому что людям сделали пешеходной площадь Контрактовую, а это минус кормушка для парковщиков. Деньги шли в карманы группировки», – отметил Сагайдак на своей странице в Facebook. Почему же раньше принять решение о незаконности деятельности людей в сине-оранжевых жилетах было так трудно?
Сплошная убыточность
Очевидно, команда мэра на третьем году полномочий решила таки изменить правила игры, оценив масштаб имиджевых потерь от деятельности незаконных парковщиков. Да, именно решение вопросов с парковками было одним из пунктов предвыборной программы нынешнего киевского градоначальника.
Первая составляющая как раз и заключалась в благоустройстве процесса парковки в пределах столицы. Сюда входят нанесение разметки, установка знаков и парковочных автоматов. Закупка последних, к слову, также не прошла без скандала: еще во времена Черновецкого эти устройства по коррупционным схемам были куплены по существенно завышенной цене.
Вторая составляющая, по замыслу Виталия Кличко и его команды, должна была включать себя построение перехватывающих паркингов – сети многоуровневых парковок на окраинах города, которые бы позволяли автовладельцам безопасно оставлять свои машины на въезде в город и дальше пересаживаться в общественный транспорт. Но до сих пор обещания мэра являются лишь хорошими намерениями, а до дела руки не доходили.
Но самое интересное – факт убыточности КП «Киевтранспарксервис». Как и столичный метрополитен, парковщики в Киеве не могут выйти на прибыльность уже много лет подряд. Так, в 2016 году убытки составили более 3 миллионов гривен, и это при том, что средняя стоимость часа парковки в центре Киева стоит от 7 гривен, а в целом «Киевтранспарксервис» обслуживает около 90 тысяч парковочных мест.
Лучше поздно, чем никогда
Однако и с парковочными автоматами не все так просто. Дело в том, что даже при отсутствии парковщиков, неизвестно как в дальнейшем будут распределяться средства, предоставленные за парковку а автоматическом режиме.
Например, на любом талоне водителя две цифры: услуги за парковку и парковочный сбор. Последний составляет лишь 25% от установленной общей суммы за часы парковки, и именно эти деньги напрямую получает городской бюджет. Остальная сумма – значительно больше, благодаря ей и оплачиваются услуги «Киевтранспарксервиса». То есть коммунальное предприятие, которое при любом руководстве и любой власти уже много лет не может выйти на прибыльность, остается в игре. А значит, водители продолжат платить деньги за услуги, которые не принесут городу никакой пользы. Конечно, если не изменить правила игры.
Прежде всего нужно обратить внимание на изменения в системе расчетов за парковку: она должна стать прозрачной и понятной. Все средства должны попадать сразу в бюджет города, а уже потом распределяться на услуги обслуживающего «Киевтранспарксервиса». Во-вторых, нужно навести порядок с самым контролем за уплату парковки.
В этом городским властям Киева, как и остальных городов, поможет законопроект №5364 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств», который в первом чтении был принят парламентом за основу 6 июня этого года. Документ должен создать соответствующий действенный механизм неотвратимости в привлечении к ответственности водителей, которые паркуются не по правилам и не платят за парковку. В документе должны предоставить право фиксировать такие злоупотребления камерами фото- и видеофиксации, предоставить полномочия инспекторам по парковке выписывать квитанции о штрафах прямо на месте. Ну и, конечно, сами штрафы за ненадлежащую парковку или отсутствие оплаты за парковку привяжут к размеру 1 часа парковки в указанной зоне, увеличив их сумму в 20 раз.
Сейчас же инспекторы-парковщики лишены возможности задокументировать и оформить должным образом факт совершения правонарушения, ведь они просто не знают, на кого выписывать протокол об административных правонарушениях. Сложной, длительной и бюрократически обременительной является сама процедура рассмотрения таких дел административными комиссиями при исполнительных органах местных советов. Впрочем, законопроект должен быть еще рассмотрен и принят депутатами во втором чтении и подписан президентом. В лучшем случае проголосовать его удастся не раньше осени, а для наведения порядка с парковкой понадобится еще не один год. Ведь украинцам придется освоить новую привычку – исправно и заблаговременно платить деньги за парковку своего транспортного средства.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»