Проблема нехватки парковочных мест в столице создает ощутимые проблемы и самими автомобилистам, и почти всем категориям пассажиров, пользующимся наземным общественным транспортом. Центр Киева в рабочие дни превращается в один большой, сплошной затор. Коллапс вызван не только увеличением количества транспортных средств на улицах столицы, но нерешенным вопросом с парковками.
За два последних года мэр Киева Виталий Кличко так и не сумел выполнить одно из ключевых своих обещаний – навести порядок с парковками в столице. Разобраться, где заканчиваются полномочия «Киевтранспарксервиса» и начинается коррупционная составляющая, рядовому киевлянину достаточно сложно.
С одной стороны, Кабмин уже давно утвердил Правила парковки транспортных средств, которые исчерпывающе описывают все требования для обустройства парковочных зон в городах.
Важным пунктом в правилах является безналичная форма оплаты за услугу парковки через парковочный автомат, а также факт подтверждения оплаты через систему мобильной парковки. В свою очередь, работники «Киевтранспарксервиса» часто злоупотребляют данным нормативом, принимая от водителей наличные. Впрочем, они также выдают специальный талон, который якобы подтверждает законность их действий. При этом, особенно в выходные дни, парковочные автоматы просто не работают, что оставляет добросовестным автовладельцам не слишком много альтернативных путей: или оплатить наличными парковщикам, или вообще не платить. Кстати, согласно утвержденным Кабмином Правилам парковки, это не запрещено. «Оплата стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки не осуществляется в случае необеспечения оператором надлежащего функционирования средств оплаты стоимости указанных услуг в соответствии с требованиями настоящих Правил по оборудованию таких площадок», – говорится в документе.
Виталий Кличко уже несколько раз обращал внимание на недостатки в законодательстве, согласно которым за невыполнение правил парковки никакого законного влияния на владельца транспортного средства оказать нельзя. Он отмечает недостаточную работу патрульной полиции и заявляет о миллионных коррупционных злоупотреблениях в самом «Киевтранспарксервисе».
Кто виноват и что делать?
Количество критики в отношении нерешенной проблемы с парковкой регулярно донимает столичного городского голову. В конце концов, все попытки столичной власти нормализовать работу парковок заканчивались неудачами. Последняя действительно прогрессивная новация – услуга «мобильная парковка» – не работает по той же причине, что и паркоматы: по факту, проконтролировать водителей на предмет своевременной оплаты услуги некому. Отсутствует и действенный механизм привлечения к ответственности водителей, которые не оплачивают услуги парковки. И даже тех усилий, которые прилагает столичная полиция, недостаточно для наказания всех нарушителей: во-первых, их слишком много; во-вторых, размеры штрафов для большинства столичных водителей не являются достаточной мотивацией не нарушать правила парковки.
Главе столицы остается лишь констатировать печальные реалии о том, что правоохранители не в полном объеме выполняют свои обязанности, а окончательно поставить точку в данном вопросе должны народные депутаты. «Сколько мы провели совещаний, встреч с патрульной полицией? Авто как стояли в непредназначенных для этого местах, так в основном и стоят. При этом парковки и подземные паркинги в центре города пусты. Я лично договорился с владельцами, и тарифы на паркингах в центре составляют 10 гривен в час. А почему там никто не паркуется? Потому что можно бросить машину где угодно и ничего тебе за это не будет », – возмущается мэр Киева.
Чтобы уменьшить негативный имидж от проблемного вопроса, в мэрии даже сообщили о разоблачении ряда коррупционных схем с парковкой. Мол, ежемесячно недобросовестные чиновники из «Киевтранспарксервиса» на незаконных сделках с парковкой автомобилей присваивали около 1,5 млн гривен.
Еще одно ноу-хау столичной власти – частичное ограничение движения автомобилей в центре Киева методом создания физических препятствий. Так, Кличко обратил внимание общественности на установку в центре столицы специально изготовленных 326 бетонных полусфер, которые блокируют доступ транспортных средств на тротуары и пешеходную часть улиц.
На самом деле бороться с нарушителями правил парковки нужно не только методами привлечения к ответственности и ограничений движения в центре столицы. То, что в компетенции мэра – увеличить количество парковочных площадок, оборудовав их по соответствующим требованиям и наведя порядок с несанкционированными захватами парковочных мест – до сих пор не сделано. В свою очередь, столичные власти не против построить подземную vip-парковку в самом центре столицы под Михайловской и Европейской площадями.
Нужно ли снова изобретать велосипед?
Пока что столичные власти уже больше года ждут принятия законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств», который должна рассмотреть Верховная Рада. Главное, на что надеются в мэрии – наконец получить законное право штрафовать и блокировать авто недобросовестных водителей, которые оставляют свои транспортные средства где попало. «На практике установление нарушителя и привлечение его к ответственности осложняется отсутствием у уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях лиц доступа к информации о владельцах транспортных средств. В связи с приведенным, предлагается предоставить возможность уполномоченным лицам органов местного самоуправления получать такую информацию у работников полиции», – говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Внедрения эффективной системы наказания мало. Верховной Раде придется еще и поднять сами штрафы, а также разрешить местным властям вводить дополнительные опции для борьбы с нарушителями. Например, применять систему блокировки колес, которая является популярным методом борьбы с нарушителями в США и некоторых странах ЕС. Таким образом, пока водитель не заплатит штраф, он не сможет воспользоваться собственным автомобилем. Подобный метод – альтернатива использованию эвакуаторов: владельцу транспортного средства предоставляется возможность в определенные сроки оплатить свое нарушение и разблокировать свою машину. И уже в случае длительного срока неуплаты штрафа авто забирает эвакуатор на штрафплощадку. Таким образом, стоимость возврата транспортного средства возрастает в разы. Вряд ли после уплаты всех квитанций, нарушитель рискнет снова парковаться не по правилам.
Для решения проблем с парковкой не нужно придумывать собственные ноу-хау. В европейских странах распространена практика покупки ежемесячных электронных абонементов для автомобилей граждан, которые ежедневно пользуются парковками города. Такая система значительно облегчает задачу как самим добросовестным водителям, которые могут заблаговременно позаботиться об оплаченном паркоместе, так и проверяющим органам – им будет достаточно просканировать специальный электронный документ на ветровом стекле транспортного средства.
Учитывая нежелание столичной власти ввести хотя бы какие-то существенные изменения в ситуации с парковками, создается впечатление, что нынешний хаос выгоден именно для чиновников. Официально в Киеве предусмотрено более 6,5 тыс. паркомест, а обслуживает такое количество парковок лишь 87 паркоматов. Только по приблизительным расчетам, ежедневно столичные водители платят около 180 тысяч гривен за парковку. И только 30% от этой суммы на самом деле попадает в бюджет столицы. Поэтому обнародованная мэром цифра злоупотреблений коррупционеров в 1,5 млн грн ежемесячно, по подсчетам экспертов, является еще слишком оптимистичной. Ежегодно только благодаря «парковочному хаосу» столица теряет около 40 млн грн доходов.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»