Назначение омбудсмена и медицинская реформа. Над чем на этой неделе будет работать Рада

Эксперты аналитической группы Левиафан рассказали о главных и самых интересных законодательных инициативах, которые украинский парламент будет рассматривать на этой неделе.

После недельного перерыва Верховная Рада Украины снова начинает работать в пленарном режиме. Перед парламентом стоят «непосильные» задачи: назначение Уполномоченного по правам человека, проведение медицинской и малой судебной реформы. Ключевую роль в воздействии на деятельность парламента опять сыграли Президент и общественность. Если тем, что Президент имея наибольшую фракцию, смог внести на рассмотрение нужны ему законопроекты, никого не удивишь, то, что общественность смогла за 2 недели побудить депутатов к возвращению к рассмотрению проекта медицинской реформы, заслуживает уважения.

Назначение уполномоченного по правам человека

Проходит пятилетний срок полномочий Валерии Лутковской и в соответствии с требованиями Конституции, Верховная Рада Украины тайным голосованием во вторник будет пытаться избрать нового Уполномоченного по правам человека.

Борцы за права человека. Стали известны кандидаты на должность ЛутковскойЖурналист Ольга Василевська-Смаглюк рассказала, кто поборется за кресло уполномоченного Верховной Рады по правам человека.

Комитет ВРУ по правам человека 24 мая на своем заседании рассмотрел вопрос о соответствии трех кандидатур на должность Уполномоченного - народного депутата Сергея Алексеева (от «Блока Петра Порошенко»), народного депутата Людмилы Денисовой (от «Народного фронта») и адвоката Александра Мамалыги (от «Радикальной Партии») и сделал вывод об их соответствии. Фаворитом из этих кандидатур является Людмила Денисова. Сможет ли хотя бы одна из кандидатур набрать необходимые для назначения 226 голосов скоро увидим.

Медицинская реформа

На рассмотрении в парламенте находятся два проекта медицинской реформы. Правительственный законопроект «О государственных финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств», №6327.

Проект предусматривает внедрение системы государственного социального медицинского страхования. Объем медицинских услуг и лекарственных средств, стоимость которых покрывается страхованием и степень покрытия, закрепляется на уровне закона в государственном гарантированном пакете.

В рамках государственного гарантированного пакета государство гарантирует полную оплату за счет средств государственного солидарного медицинского страхования необходимых медицинских услуг и лекарственных средств на экстренном, паллиативном и первичном уровне, и частично на вторичном (специализированном) и третичном (высокоспециализированном) уровне, предоставленных поставщиками медицинских услуг. При этом компонент медицинской помощи на всех уровнях всегда будет оплачиваться государством в полном объеме.

Для обеспечения возможности прогнозировать объем расходов на здравоохранение Минздрав ежегодно утверждает конкретный перечень услуг и лекарственных средств, входящих в гарантированный пакет.

Застрахованные лица могут получить медицинские услуги и лекарственные средства полностью или частично за счет средств государственного солидарного медицинского страхования в учреждениях здравоохранения любой формы собственности и у физических лиц-предпринимателей, получивших лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и заключили договоры о медицинском обслуживании населения. При этом компонент медицинской помощи в составе необходимого лечения всегда будет покрываться государством.

Первые шаги медицинской реформы: как оценивают работу Минздрава украинцы?Почти половина украинцев считают, что качество медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения за последний год ухудшилась, еще треть – что оно осталось неизменным.

Предложенные изменения позволят привлечь к оказанию медицинских услуг за счет бюджетных средств учреждения здравоохранения негосударственной формы собственности и физических лиц-предпринимателей, должно положительно отразиться на качестве оказания медицинских услуг.

Финансирование предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств осуществляется по утвержденным тарифам (тарифу покрытия и тарифом сооплаты), которые являются едиными для всей территории Украины.

Страхование вводится постепенно, на первичном уровне уже со второй половины 2017 года, на других уровнях – до 2020 года.

Господин Мусий внес альтернативный правительственному законопроект Проект Закона «О государственных финансовые гарантии обеспечения населения необходимой медицинской помощью, лекарственными средствами и услугами системы общественного здоровья», №6327-1, но перспективы принятия значительно больше у правительственного проекта.

Судебная реформа

После внесения прошлым летом изменений в Конституцию Украины в части правосудия перед парламентом стоит следующая задача. Внесение изменений в кучу законодательных актов, в связи с принятием изменений в Конституцию, это по праву можно считать малой судебной реформой. На рассмотрении в парламенте находятся беспрецедентный по объему и одинаковые по названию основной и альтернативный проекты законов «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» №6232 и №6232-1 соответственно. Основной разработаны Президентом Украины и определен как неотложный, а альтернативный представлены нардепом Аленой Шкрум.

Предложенные документами изменения регулируют процессуальные механизмы, которые должны обеспечить эффективный, справедливый, беспристрастный и своевременную защиту прав и свобод личности в суде. Основные процессуальные изменения направлены на эффективную защиту прав как превалирующие задачи судопроизводства; определении состязательности, диспозитивности и пропорциональности как основы судопроизводства; предвидении новых правил юрисдикции и подсудности; расширении средств доказывания, определении действенных механизмов обеспечения доказательств и иска; упрощении и ускорении рассмотрения несложных дел; обеспечении основательной подготовки и рассмотрения сложных дел; рассмотрения дела в разумные сроки; обеспечение правовой определенности; механизмы предотвращения злоупотребления процессуальными правами; эффективная компенсация судебных расходов; внедрение «электронного суда».

Предложенные гарантом поправки в законодательство являются рекордными по количеству актов, в которые вносятся изменения, и по их объему (законопроект состоит почти из 800 л.). Такие радикальные изменения могут парализовать работу не только парламента, но и всей судебной системы. На этом акцентирует внимание и автор альтернативного законопроекта. От так, приводится, что впервые в истории Украины в тексте одного законопроекта предлагается изложить в новой редакции сразу три процессуальных кодекса, внести изменения в дополнение к семи кодексам Украины и одновременно внести изменения в восемнадцать законов Украины, несмотря на то, что предусмотренные изменения касаются совершенно разных сфер общественных отношений и должны подаваться отдельными законопроектами. Довольно забавной выглядит ироническое предложение Алены Шкрум добавить к президентскому законопроекту еще целый ряд важных положений, а именно: относительно урегулирования вопросов дипломатической службы, социальной защиты военнослужащих, членов их семей и лиц, захваченных в заложники, позволит в очень сжатые сроки решить большое количество существующих проблем и отправить парламент на летние каникулы.

Извините, но введение такой беспрецедентной практики проектирования законопроектов больше похоже на изнасилование, а не реформирование правовой системы и издевательства над юристами и всеми, кто имеет какое-либо отношение к юриспруденции.

Внешняя политика

Давно о себе не напоминал председатель парламента Андрей Парубий, и решил вместе с другими парламентариями предложить на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно внешнеполитического курса Украины)», №6470.

Предлагаемая законодательная инициатива имеет целью внесения необходимых изменений в законы Украины «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности Украины» для восстановления целенаправленного прагматического курса Украины на приобретение членства в НАТО как стратегического внешнеполитического приоритета государства.  

Антикоррупционная политика

Правительство предлагает рассмотреть проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по совершенствованию порядка организации работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, №6335.

По версии правительства, проект закона подготовлен с целью обеспечения эффективности деятельности Национального агентства как специально уполномоченного органа в сфере формирования и реализации государственной антикоррупционной политики, путем усовершенствования порядка его функционирования.

Так, проектом закона предлагается определить, что его будет возглавлять председатель Национального агентства, который будет назначаться Кабинетом министров. В руководящий состав Национального агентства кроме председателя Национального агентства входить четыре специальных уполномоченных по вопросам антикоррупционной политики (далее – специальные уполномоченные). Из числа специальных уполномоченных председатель Национального агентства назначает двух заместителей.

В соответствии с положениями проекта Закона конкурсная комиссия вносит на рассмотрение Кабмина кандидатуры всех отобранных ею кандидатов на должности специальных уполномоченных, за которых проголосовало пять и более членов конкурсной комиссии для принятия решения о внесении на рассмотрение правительства представление для назначения из числа таких кандидатур: одной кандидатуры на должность председателя Национального агентства; четырех кандидатур на должности четырех специальных уполномоченных.

Из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов на должности специальных уполномоченных Кабмин принимает решение о назначении на должности указанных лиц.

Проектом закона предусмотрено, что дополнительным основанием для досрочного прекращения полномочий председателя Национального агентства и специальных уполномоченных является наличие заключения комиссии по проведению независимой внешней оценки (аудита) деятельности Национального агентства о неэффективности деятельности Национального агентства и ненадлежащее исполнение обязанностей Председателем. Проведение независимой внешней оценки (аудита) эффективности деятельности Национального агентства осуществляется ежегодно.

Член НАПК обвинил Корчак в нарушении закона «О предотвращении коррупции»Член Нацагентства Руслан Рябошапка рассказал о нарушении председателем НАПК Натальей Корчак закона о предотвращении коррупции.

Отдельно проектом закона определен перечень вопросов, которые решаются коллегией Национального агентства в составе председателя Национального агентства и специальных уполномоченных.

Предложенные проектом закона изменения направлены на качественную реализацию полномочий председателя Национального агентства, его заместителей, специальных уполномоченных, а также проведения конкурсного отбора руководства Национального агентства по максимально короткие сроки.

Также в связи с ненадлежащим функционированием Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и угрозой наступления административной или уголовной ответственности перед субъектами декларирования возникла насущная потребность в решении вопросов освобождения от юридической ответственности лиц за несвоевременное представление декларации, в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» обязаны были подать декларацию до 1 апреля 2017 года, однако не подали ее по независящим от них причинам при условии представления ими этой декларации до 1 мая 2017 года.

Антикоррупционную реформу можно смело считать проваленой. Е-декларирование, создание НАПК, НАБУ не повлекли никаких коренных результатов, зато Украина не прекращает снижаться в международных рейтингах по преодолению коррупции. Соответствующие шаги разработанные правительством с целью хотя бы какого-то исправления ситуации.

Сложность в этой ситуации для Кабмина составляет то, что общественный кредит доверия по борьбе с коррупцией уже изменен разочарованием и на широкую поддержку общественности уже не приходится рассчитывать, хотя ситуацию могут исправить НПО, которые продолжают отрабатывать «антикоррупционные» гранты.

Изменения в регламент

Опять стоит в повестке дня парламента проект закона Украины о внесении изменения в статью 19 Регламента Верховной Рады (№6281) группы народных депутатов во главе с Андреем Парубием. Законопроект предлагает отменить перерыв в сессионном заседании с 12:00 до 12:30. Это делается с целью «повысить эффективность работы парламента». Следует отметить, что проблема Рады зависит не от перерыва на полчаса, а элементарного отсутствия депутатов в коалиции и партийной дисциплины во фракциях, которые ее формируют.

Конституционный суд

Народный депутат Сергей Алексеев предлагает рассмотреть проект закона о Конституционное производство, №6427. Проект вводит на законодательном уровне новый институт конституционной жалобы – нового введенного Конституцией Украины дополнительного национального средств правовой защиты конституционных прав и свобод.

После внесения изменений в Конституцию Украины в части правосудия появились новые конституционные механизмы, которые в соответствии должны теперь быть отражены в действующем законодательстве. Этот вопрос был решен новой редакции Закона о Конституционном Суде Украины, однако его рассмотрение парламент уже провалил. Регламент Рады запрещает вносить аналогичный отклоненном законопроект до окончания текущей сессии парламента, поэтому нормы, которые подлежат внесению в соответствии с Конституцией, были разбить на несколько законопроектов. Один из них и есть проект господина Алексеева, который имеет высокие шансы для его принятия.

Связанный с этой темой, проект народного депутата Украины В.В. Писаренко «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения в соответствие с требованиями Конституции Украины деятельности Конституционного Суда Украины», №6406. Аналогический ему также уже рассматривался парламентом, однако был провален.

Из основных новелл указанного законопроекта является введение института конституционной жалобы. Так, конституционной жалобой является подано в Конституционный Суд Украины письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), что примененный в конечном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Без принятия этих двух проектов прошлогодняя Конституционная реформа в части правосудия начнет терять смысл.

Финансы и банковская деятельность

Неоднозначный проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения доверия между банками и их клиентами», №6027 будет рассматриваться в четверг. Неоднозначный он тем, что в названии он якобы устанавливает доверие между банком и клиентом, а в своем содержании направлен на законодательное урегулирование пробелов, которые используются должниками избежание выполнения своих обязательств. Конечной целью законопроекта является уменьшение рисков для банковских учреждений в ходе осуществления кредитных операций, кстати постепенно приведет к снижению стоимости кредитных ресурсов.

АТО

Парламент рассмотрит проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О гуманитарной помощи» по специально уполномоченного государственного органа по вопросам гуманитарной помощи, №5475.

Законопроектом предусматривается:

  1. определить, что гуманитарная помощь может предоставляться получателям гуманитарной помощи, которые нуждаются в ней в связи с возникновением чрезвычайного положения, в частности, в результате вооруженного конфликта;
  2. определить Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины одним из специально уполномоченных государственных органов по вопросам гуманитарной помощи в части признания гуманитарной помощью грузов, выполненных работ, оказанных услуг для получателей, расположенных и/или проживающих на временно оккупированной территории Украины на территории, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;
  3. признать Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины одним из специально уполномоченных государственных органов по вопросам гуманитарной помощи в части признания гуманитарной помощью средств, в том числе в иностранной валюте, приобретатели которой расположены и/или проживающих в населенном пункте, расположенном на линии соприкосновения, внутренне перемещенными лицами или другими лицами, которые пострадали в результате вооруженного конфликта на Востоке Украины;

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

Загрузка...