Юрий Луценко: генеральный коллекционер депутатской неприкосновенности

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

Генпрокурор Украины Юрий Луценко продолжает подогревать интерес к своей деятельной персоне. И если его пресс-служба не устаёт подбрасывать в топку PR-кампании генпрокурора «хворост» в виде взяточников от мелких до очень мелких, то собственноручно он отправляет туда «крупные поленья» – народных депутатов. Но как-то очень уж плохо они «горят»…

На прошлой неделе в аккаунте Facebook генпрокурора появилась публикация, которая в любой цивилизованной стране претендовала бы на громкий политический скандал: готовится представление на снятие неприкосновенности сразу с трёх народных депутатов Украины: Геннадия Бобова, Евгения Дейдея и Андрея Лозового. Но у нас никто не удивился и даже не напрягся: кто только не был в спектаклях Луценко статистом-подозреваемым – от Рината Ахметова (ещё в бытность Юрия Витальевича министром внутренних дел), его ближайшего соратника Бориса Колесникова (тогда же) до нардепов Вадима Новинского и Александра Онищенко уже в эру генпрокурорства Луценко.

«Деньги Януковича»: шкура неубитого медведя или проделки Трампа?Журналист, блогер Максим Кречетов рассуждает о версиях происхождения так называемых «денег Януковича».

Кандидатуры депутатов, думается, тщательно подбирали. Нет, не по статьям УК, а по фракционной принадлежности: Бобов – представитель депутатской группы «Видродження», Дейдей – «Народного фронта», Лозовой – «Радикальной партии». А вот статьи Уголовного кодекса, которые инкриминируются народным депутатам, подошли бы доброй половине парламента: 212 (уклонение от уплаты налогов, сборов), 366-1 (декларирование недостоверной информации), 368-2 (незаконное обогащение). Претензии к трём народным избранникам появились, по словам Юрия Луценко, «в ходе совместной проверки поданных электронных деклараций ГПУ, САП и НАБУ». А вот профильное ведомство – НАПК – не может похвастаться оперативностью проверки деклараций. Но тогда вот что интересно: если это не ведомство г-жи Корчак заметило странности в декларациях, то по какому принципу именно эти декларации стали предметом коллективного изучения сразу в трёх ведомствах (если рассматривать САП как де-факто отдельную структуру, которая лишь де-юре является структурным подразделением ГПУ)? Кто дал «наводку»?

Формально, с точки зрения чистого PR, этот ход можно было бы считать сильным, ведь двое из трёх (Бобов и Дейдей) год назад проголосовали за назначение Юрия Луценко генпрокурором. Впрочем, кто сказал, что коллеги «сдадут» всех троих депутатов? Но, как наверняка надеется Луценко, даже попытку лишить эту троицу неприкосновенности ему должны засчитать как проявление решительной борьбы с нечистыми на руку нардепами. С другой стороны, ведь сдали же коллеги Александра Онищенко – тот спокойно сбежал, и никто (в смысле, Интерпол) его не ищет. А Вадим Новинский – тот и вовсе активно участвует в антиукраинских акциях типа «победобесия» в Киеве, панихиды в Одессе по погибшим в 2014 году сепаратистам, в прочих «ивентах» – и ничего. Дело по похищению митрополита Александра (Драбинко), похоже, заглохло. Как минимум, за почти полгода после лишения подозреваемого депутатской неприкосновенности в суд уголовное производство не попало, и о его перспективах давно ничего не слышно. Похоже, бывший (?) россиянин, бизнесмен и радикальный православный активист Новинский скоро восстановит свою неприкосновенность, как и его коллега по парламенту, «радикал» (по партийно-фракционной принадлежности) Игорь Мосийчук год назад.

НАБУ подтвердило расследование в отношении двух из трех нардеповДетективы НАБУ осуществляют расследование по уголовным производствах в отношении двух из трех упомянутых в сообщении народных депутатов, - Евгения Дейдея и Андрея Лозового.

Новинский, кстати, за утверждение Луценко не голосовал, как и беглец Онищенко. Зато последний заявил, что обладает доказательствами того, что голоса за утверждение Луценко на должность генерального прокурора были куплены. Интересно, Дейдею и Бобову есть что сказать по этому поводу? Нардеп Нестор Шуфрич («Оппоблок») за назначение Луценко, разумеется, не голосовал, зато голосовали внефракционные депутаты Александр Супруненко и Вячеслав Константиновский. Что объединяет эту тройку? В феврале Луценко грозил в их адрес: «Мы получили от Государственной фискальной службы ответ о неплановых проверках трёх народных депутатов из 17 поданных. Установленная неуплата ими налогов, соответственно, 60, 50 и 40 миллионов гривен. Представление на этих народных депутатов я внесу в ближайшее время в Верховную Раду». И как, внёс он представления? Нет, конечно.

Собственно, где гарантия, что в этот раз представления на Лозового, Дейдея и Бобова будут? Коротенький экскурс в историю по страницам невыполненных обещаний Луценко: 29 июня 2016 года генеральный прокурор обещал к осени 2016 года увеличить число представлений в Верховную Раду на арест народных депутатов. Не выполнил обещание. Не сдержал он и слово, данное 2 сентября 2016 года: обещал в ближайшее время подать в парламент представления о привлечении к ответственности нардепов по подозрению в государственной измене, притом уверял, что «долго оттягивать не собирается» – следствие, мол, подбирает последние факты. «Результаты» тех обещаний, как и многих других, мы сегодня видим.

О «решимости» народных депутатов бороться с преступностью (хотя бы предыдущей власти) свидетельствует красноречивый факт провала постановления о санкциях в отношении ближайшего окружения Виктора Януковича. Наблюдатели говорят, что в скандальное постановление авторы из «Народного фронта» нарочно не внесли друга руководства их партии и даже страны (и по совместительству друга президента-беглеца), донецкого олигарха Рината Ахметова. Попутно зададимся вопросом: а что мешает Юрию Луценко заняться экономическими, а также политическими «подвигами» г-на Ахметова, не обладающего неприкосновенностью (по крайней мере, депутатской)? А вот провалили постановление фактически депутаты из президентской фракции (в первую очередь – представители кличковского УДАРа, ведь их лидер дружит с Дмитрием Фирташем и Сергеем Лёвочкиным). Самое циничное – заявление, которое сделал «серый кардинал» БПП Игорь Кононенко:мол, он-де лично голосовал за постановление, а с не голосовавшими обязательно разберутся на заседании фракции. Интересно, как Кононенко будет разбираться с самим собой?..

Но вернёмся к нашим пока неприкосновенным избранникам. Все они уже прокомментировали заявление Юрия Луценко. Геннадий Бобов (в прошлом – депутат от Партии регионов, с 2009 года – обладатель звания «Герой Украины») написал: «Представление на снятие с меня депутатской неприкосновенности – это возвращение к практике использования власти и Генеральной прокуратуры для «отжима» бизнеса». Бывший командир батальона специального назначения «Киев-1» Евгений Дейдей заявил: «Господин Углава (замдиректора НАБУ – ред.), исполняя все поручения Саакашвили, инициировал всю эту ерунду. Я не чувствую никакой вины... Готов предстать перед любым судом, парламентом и народом». Заместитель лидера Радикальной партии Андрей Лозовой заверил: «Ни в коем случае я не покину свою страну, ни в коем случае я не вижу состава преступления в своих действиях».

В ГПУ прокомментировали заявление Лещенко о копии представления на арест БойкоВ Генпрокуратуре с месячной паузой отреагировали на заявление нардепа Сергея Лещенко о копии представления на арест Юрия Бойко.

«Генеральным пиарщиком» Юрия Луценко прозвали едва ли не в день назначения. Прошло уже две трети срока, который сам себе наметил на должности генпрокурора Юрий Витальевич, – год из полутора, а похвастать решительно нечем, кроме пресловутых «денег Януковича». Не станем углубляться в вопрос, как мог главный законник страны баллотироваться на эту должность, изначально заявляя, что собирается пробыть на ней лишь четверть от конституционного срока в шесть лет. Через полгода де-факто стартует президентская и парламентская избирательная кампании, а делать грязную работу в период выборов на должности генпрокурора Юрию Луценко очень не хочется – это очевидно. Да он и сам в предстоящих выборах наверняка будет участвовать. И не факт, что его интересуют именно парламентские выборы, а претендовать на должность главы государства с позиции генпрокурора – не в наших традициях. Готовится ли Луценко подсидеть премьера Гройсмана – не тема данной статьи.

Итак, ради чего затеяна информационная спецоперация с притязанием на неприкосновенность троих нардепов? Один из них, Дейдей, член как бы существующей коалиции, второй, Лозовой, бывший член, третий, представитель «Видродження» Бобов, ситуативно вместе со своей депутатской группой подставляет плечо правящей коалиции. Может быть, «охоту» на них устроили чтобы «уравновесить» преследования оппозиционных Онищенко и Новинского? Так им и без неприкосновенности ничего не угрожает с нашими прокурорами и следователями. Может, готовятся замахнуться на самого Юрия Бойко, лидера «Оппоблока»? Фантастика! Хотя сделать PR себе и ему, якобы несправедливо преследуемому властью, они вполне могли бы договориться. Или это просто информационный фон, чтобы достойно отметить трёхлетие выборов действующего президента? Кто знает. Но одно можно предполагать с полной уверенностью: с реальным правосудием очередные ритуальные танцы вокруг депутатской неприкосновенности не имеют ничего общего.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: