Министр обороны Степан Полторак заявил, что Украина не рассматривает вариант возвращения оккупированных территорий Донбасса силовым путем. При этом он анонсировал ряд важных решений правительства, направленных на возвращение Донбасса и аннексированного Крыма в состав Украины, не уточнив при этом, каких именно. Если исключить военную операцию, то Украина имеет крайне мало «мирных» вариантов возвращения отторгнутых территорий.
Заявления о Крыме и Донбассе министр обороны Степан Полторак сделал в интервью немецким СМИ. «Мы не рассматриваем вопрос решения проблемы захвата территории Донецка и Луганска силовым путем. Но каждый гражданин Украины будет защищать каждый сантиметр своей земли, если Россия примет решение об открытой агрессии», – заверил министр обороны.
При этом он подчеркнул, что Донецк и Луганск являются территорией Украины, а ответственность за нарушение Минских соглашений возложил на российскую сторону, поскольку именно она поставляет оружие боевикам Донбасса.
Также Полторак анонсировал ряд важных решений правительства, направленных на возвращение аннексированного Крыма и неподконтрольных Украине территорий на востоке, не уточнив при этом, о каких именно мероприятиях идет речь.
Если исключить военную операцию, которая в случае противодействия РФ может закончиться провалом, то Украина имеет не так уж много вариантов для возвращения Крыма и Донбасса. Следует отметить, что сегодня территории, подконтрольные так называемым «ДНР» и «ЛНР», (не говоря уж о Крыме, который Россия считает своей территорией) фактически находятся под управлением Москвы. В обеих «республиках» правят ставленники Кремля Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, используется российская валюта и находится оккупационный контингент, состоящий из наемников и военнослужащих российской регулярной армии.
О степени влияния российской стороны на незаконные «республики» недавно рассказало агентство Reuters, сославшись на свои источники, в числе которых были три бывших лидера боевиков, а также человек, близкий к Администрации президента России, и человек, работавший вместе с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, которого считают «куратором» «ДНР и «ЛНР». По информации этих источников, именно Сурков в полной мере определяет политику сепаратистов, вплоть до решения кадровых вопросов.
В такой ситуации первый «мирный» вариант, который могла бы предложить Украина, лежит в экономической плоскости, то есть в создании таких условий жизни, которые могли бы побудить жителей занятых боевиками территорий Донбасса самостоятельно инициировать свое возвращение в Украину. Предпосылки к этому имеются. В мае, после того, как возникла определенность с предоставлением Украине безвизового режима, группа «Информационное сопротивление» сообщила о том, что в «Л/ДНР» возросло количество людей, желающих оформить биометрический паспорт гражданина Украины (именно биометрический паспорт позволит свободно ездить в Европу): «Резко возросло количество «фирм и организаций», организующих поездки на неоккупированную территорию Донбасса – теперь не только за покупками, но и с возможностью оформить новый паспорт».
Однако есть и серьезные препятствия. Во-первых, Украина пока не может похвастаться достойным уровнем жизни либо динамикой реформ, которые позволили бы этого уровня быстро достичь. Во-вторых, для того, чтобы Донбасс начал возвращаться, украинская сторона должна инициировать те же процессы, которые в свое время привели к его «уходу». То есть вести активную информационную кампанию, формировать проукраинское поле на занятых боевиками территориях, готовить собственных лидеров, которые могли бы возглавить народное движение, направленное на реинтеграцию с Украиной. Таких процессов пока не прослеживается.
Второй «мирный» путь связан с выполнением Минских соглашений. Среди прочего, они предусматривают предоставление неподконтрольным Украине территориям Донбасса особого статуса, амнистию боевикам, а также проведение там местных выборов по украинскому законодательству. Восстановление контроля над участком государственной границы в Донецкой и Луганской областях должно начаться сразу после выборов и при условии принятия конституционных изменений об особом статусе Донбасса.
Последовательность выполнения этих пунктов не устраивает Украину, которая требует сначала передать ей под контроль границу, а уж потом проводить местные выборы. Кроме того, в Киеве считают, что Минские соглашения сохранят политический контроль Кремля над особой частью Донбасса через бывших лидеров боевиков, которые могут прийти к власти в результате выборов. Таким образом эти боевики смогут влиять на принятие важных решений в масштабах всей Украины, обеспечивая кремлевскую повестку.
В результате даже первые два пункта Минска-2, касающиеся полного прекращения огня и отвода тяжелых вооружений от линии разграничения, никогда толком и не выполнялись. На сегодня, учитывая непрекращающиеся обстрелы, от которых гибнут украинские военнослужащие, нет оснований думать, что Минские соглашения будут имплементированы в ближайшее время.
Наконец, третий «мирный» путь зависит от ситуации в России. Оккупированные территории могут вернуться в Украину, если Москва сама ослабит контроль над марионеточными режимами либо вообще откажется от их поддержки. Но этот вариант следует считать условно мирным, потому что Украине все равно придется применить военную силу для усмирения наиболее «идейных» боевиков, которые могут попытаться оказать сопротивление.
Такие же варианты, за исключением Минска-2, актуальны и для Крыма. По мнению крымскотатарского журналиста Айдера Муждабаева, в Крыму растет разочарование российской политикой, а эйфория, связанная с присоединением Крыма к России, постепенно сходит на нет. Залогом скорейшего возвращения Крыма в состав Украины Муждабаев считает признание крымских татар коренным народом полуострова.
Сейчас в украинском парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий определение политического статуса Автономной Республики Крым как национально-территориальной автономии крымскотатарского народа в составе Украины. Авторами этого документа являются председатель крымскотатарского Меджлиса Рефат Чубаров и лидер крымских татар Мустафа Джемилев. Согласно законопроекту, такая автономия является «формой реализации крымскотатарским народом своего права на самоопределение».
Тем не менее, принятие законопроекта сопряжено с внесением изменений в Конституцию Украины, и перспективы их рассмотрения пока неясны.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»