Почти год понадобился народным депутатам, чтобы, наконец, принять закон «О частной детективной (розыскной) деятельности» во втором чтении и в целом: за нормативный акт проголосовали 261 народный избранник. Так что скоро украинцы смогут официально нанимать частных детективов для особых поручений: поиска пропавших должников, слежки за своими женами и мужьями с целью выявления супружеской измены, сбора разнообразной информации, необходимой для принятия решения для осуществления сделки, и тому подобное.
При этом, по замыслу законодателей, деятельность частных детективов не должна пересекаться с оперативными мероприятиями правоохранительных органов. Более того, детектив должен оформить свою деятельность как один из видов предпринимательства, получить специальную лицензию в Минюсте. Станут ли услуги детективов востребованными в украинском обществе? И зачем вообще нужна такая деятельность, учитывая большое количество уже работающих правоохранительных органов в Украине?
Быть как все
Расследованиями разного рода, которыми отныне по лицензии будут заниматься детективы, раньше занимались на неофициальном уровне. Самая популярная услуга – поиск должников, которые умеют профессионально «залечь на дно» вместе с немалой одолженной суммой денег. Ранее частично работу детективов выполняли коллекторы, которые получали процент с суммы долга, которую удастся получить с недобросовестного заемщика.
На самом же деле спектр деятельности и сферы ответственности частных детективов значительно шире. «Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Индия, Израиль, Япония, Норвегия, Испания, Италия, Португалия, Мексика, Российская Федерация и многие другие страны мира представляют собой те регионы планеты, где введение институтов частных детективов, частных детективных предприятий (агентств) и их объединений стало в свое время следствием реагирования власти на насущные социальные вызовы, и поэтому сегодня существование и деятельность таких негосударственных институтов является в них явлением обычным, устоявшимся и достаточно унормированным национальным законодательством», - отметили авторы законопроекта в пояснительной записке.
Так, в Великобритании численность персонала частных охранных и детективных фирм в два раза превышает количество сотрудников полиции. Тогда как в США частные службы безопасности имеют бюджет, на 50% превышающий бюджеты всех органов полиции страны вместе взятых, и насчитывают более 1,1 млн. сотрудников.
Целью легализации института частных детективов в Украине было и желание разгрузить работу правоохранительных органов от выполнения незначительных, несвойственных им функций. Кто знает, может, именно детективы смогут показать куда большую эффективность, чем их коллеги из правоохранительных органов.
Дело времени и денег
Действительно, мотивации эффективно работать у частных детективов будет куда больше, чем у следователей Нацполиции. Ведь речь о коммерческой по своей сути деятельности: и чем сложнее задача, тем большей оплаты можно требовать за ее выполнение. Кроме того, оплата за определенные специфические расследования, как профессиональная слежка за женой или мужем, может быть установлена по отдельному тарифу.
Тем не менее, остается не очень понятным, смогут ли частные детективы эффективно сотрудничать с правоохранительными органами, когда речь пойдет об обнаружении фактов серьезных преступлений. То есть детективы могут быть эффективными на каком-то уровне поиска фактов или доказательств преступления, однако решение о задержании или передаче доказательной базы в суд все равно должен принимать следователь. Всегда ли будет совпадать мотивация первых и вторых – этот вопрос остается без ответа. С одной стороны, качественная работа детективов может помочь с поднятием показателей по раскрытию преступлений. С другой – слишком много рисков того, что следственные и другие правоохранительные органы окажутся в ситуации, когда их деятельность впоследствии признают гораздо менее эффективной, чем тех же детективов.
Тем не менее, в отличие от коллег, которые, например, работают в России, украинским «шерлокам» выдавать огнестрельное оружие законодатель не решился. Украинский частный детектив для выполнения своих обязанностей официально может владеть и пользоваться травматическим оружием. Еще одна интересная опция, которой наделили частных детективов, заключается в том, что мероприятия по розыскной деятельности они смогут осуществлять и за рубежом.
«Профи» или дилетанты?
По неофициальным данным, которые приводят сами авторы закона, во всех регионах Украины работают несколько тысяч частных детективов и частных детективных агентств. Поэтому принятие закона, по замыслу, должно лишь унормировать ситуацию на этом рынке услуг.
Эксперты указывают и на еще одно существенное обстоятельство, обусловившее необходимость принятия отдельного закона о деятельности детективов. Сейчас в Украине по тем или иным причинам не прошли аттестацию в правоохранительные органы значительное количество бывших или еще действующих сотрудников. Принятый закон будет способствовать тому, чтобы вчерашние правоохранители не остались без средств к существованию.
Юристы акцентируют внимание и на некоторых недостатках принятого закона. Главная претензия – отсутствие установленных границ профессиональной деятельности детективов, что может привести к нарушению базовой статьи 3 Конституции Украины, в которой высшими социальными ценностями признаются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность. Ранее Конституционный суд обнародовал официальное толкование некоторых конституционных норм, особо определив, что информация о личной и семейной жизни человека является конфиденциальной. А сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия государством, органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами – является вмешательством в его личную и семейную жизнь. Поэтому для законного осуществления частной детективной деятельности действующее законодательство Украины оставляет достаточно ограниченное пространство.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»