Реформа МВД (как бы есть), безвизовый режим с ЕС (вроде бы будет) и борьба с коррупцией (как бы тоже есть). Ну, ещё «закончить АТО в считанные часы» (а уже натикало больше 26 тысяч часов – очень немало, но ведь главное, что все они считанные) – вот почти полный комплект «жизни по-новому». Из всего перечисленного остановимся в данной статье на борьбе коррупцией. Проблема эта не просто сопоставима с войной и оккупацией, а и тесно связана с ними – во-первых, не одна сотня чиновников всех уровней цинично наживается на этой трагедии, а во-вторых, всех, кто критикует власть за глобальную коррупцию, тут же объявляют «агентами Путина». Хоть и не изящно, но очень удобно, не правда ли?
Между прочим, с «безвизом» и даже с кредитами от МВФ борьба с коррупцией в Украине связана напрямую – она являлась обязательным условием для первого и для второго. В МВД упразднили управление по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, зато оставили управление «К» в СБУ; создали Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) и Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), но не создали антикоррупционные суды; создали Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК), но даже за огромные деньги не смогли создать нормальный сайт для электронного декларирования. Да и с самими декларациями толком не работают – вот такая «последовательная» у нас борьба с коррупцией. Это если вкратце.
День рожденья – грустный праздник
Хоть сегодня у НАБУ и день рождения – ему исполняется два годика – но хвалить именинника особо не за что. В Госбюджете на 2017-й увеличено финансирование Бюро с 482 до 774 миллионов гривен в год, почти полтора из которых уйдёт на зарплату директору. При этом, отчитываясь зимой о результатах 14 месяцев реальной работы, директор НАБУ Артём Сытник похвастался лишь 115 миллионами гривен, которые были похищены коррупционерами и которые удалось вернуть в Бюджет. Но в то же время детективы НАБУ расследуют 319 уголовных производств, сумма ущерба по которым составляет 85 миллиардов гривен. Что ж, пожелаем, как говорится, нашему телёнку волка съесть. Пока же, если перефразировать другую поговорку, и телята сыты, и волки целы. Из упомянутых миллиардов ущерба 2 числятся за беглым депутатом (и вроде как уже политическим беженцем в одной из европейских стран) Александром Онищенко, а 3 – за космополитом Романом Насировым, отстранённым от должности главой Госфискальной службы Украины с паспортами Великобритании и Венгрии. Несколько миллиардов ещё значатся как незаконно выведенные Нацбанком за рубеж через австрийские банки, но ведь Валерия Гонтарева всё ещё возглавляет НБУ – может поэтому НАБУ не называет фамилий подозреваемых по этому производству? Говорят, в связи с обысками в офисе НБУ директора НАБУ вызывали в Администрацию Президента. Зачем? Существованию НАБУ угрожают «ключевые политические игроки», пожаловался после этого вызова на Банковую Артём Сытник и предложил нам самим угадать, о ком речь. Несложная загадка, правда?
Но тут вспоминается прошлогодний день рождения НАБУ: нам объявили тогда, что с помпой открытое уголовное производство в отношении главы НБУ Валерии Гонтаревой… закрыто. А знаете, что это было за дело? Директор Бюро тогда заявил, что глава НБУ Гонтарева, по их данным, может быть причастна к выведению миллиардов гривен из украинской банковской системы. Дежавю: сейчас ведь Нацбанк обыскивают по уголовному производству с точно такой же формулировкой! Зато, успокаивали нас тогда, идёт интенсивная проверка заявлений ушёдшего у отставку министра экономразвития Украины Айвараса Абромавичуса о том, что лучший друг Президента, его бизнес-партнёр и замглавы президентской фракции в парламенте Игорь Кононенко пытается пролоббировать назначение своих людей заместителями министра, а также руководителями отдельных крупных госпредприятий. Где уголовные производства? Их нет. Тогда же «именинник» Сытник сообщил, что НАБУ проверяет информацию о наличии у мэра Одессы Геннадия Труханова российского паспорта и двух десятков офшорных компаний: «Мэр Одессы – субъект, подследственный Антикоррупционному бюро. В его декларации совсем не те цифры, которые имеют офшорные компании. Поэтому мы это будем проверять». И? Ничего. А помните – тогда же по миру прокатился скандал под названием «Панамский архив». Многих чиновников вплоть до премьер-министров он тогда смёл с постов. Докатился и до нас, пошумел немного в стенах НАБУ, да и стих. Нашумело тогда и другое дело – как судья Алексей Буран отстрелялся от хвалёного спецназа НАБУ в носках на вес золота и сбежал. Его потом таки задержали, но и это дело утихло. Во всём этом кто виноват, господин Сытник? Те же самые «ключевые игроки»? Ох и выдержка у Вас: так долго терпеть этих игроков и даже за два года фамилий прямо не назвать!
В общем, на сегодняшнем тортике господину Сытнику стоило бы задувать не 2 свечи по количеству лет с момента его назначения и создания НАБУ, а всего одну – по количеству обвинительных вердиктов судьи в отношении «клиентов» НАБУ. Помимо этого, в 12 процессах были соглашения о признании вины и ещё в трёх случаях фигурантов освободили от уголовной ответственности на основании сделки со следствием. Собственно, это и всё в сухом остатке. В стадии рассмотрения в судах сегодня 23 дела. Оказывается, одних только дорогущих носков недостаточно для эффективной работы НАБУ. А вот и вишенка на торт: целая конституционная реформа в части правосудия произошла в стране, новый закон о судоустройстве принят, а антикоррупционные суды создать забыли. О решимости политического руководства страны бороться с коррупцией такая «забывчивость» явно не свидетельствует.
Разделяй и властвуй!
В чём же главные проблемы борьбы с коррупцией в Украине? О лояльности украинского общества к коррупции общеизвестно (ну вот вы лично разве никогда не давали никому «на лапу»?), вопрос в том, почему так неэффективно работают многочисленные антикоррупционные ведомства. Мы, конечно, не станем утверждать, что кто-то нарочно поссорил главу САП Назара Холодницкого и Артёма Сытника. Зато очевидно то, насколько это вредит делу, ведь ведомства должны дополнять друг друга, выполняя каждый свою часть работы, и уж никак не быть конкурентами и оппонентами. А фактически так и есть. С одной стороны группа грантовых антикоррупционеров и их медиа-рупоры поют осанну своему протеже Сытнику, превозносят отсутствующие заслуги ведомства и клеймят власть (а заодно и Холодницкого). Жаль, что совместное участие Сытника и Холодницкого в каком-либо политическом ток-шоу пока только в мечтах редакторов. Неудачи свои НАБУ и группа поддержки Бюро списывает то на козни власти (и часто по делу), то на отсутствие антикоррупционных судов, то на несовершенное законодательство (право на самостоятельную прослушку НАБУ мечтает получить, а их лоббисты в ВР, вдохновлённые послами западных стран, не теряют надежду протолкнуть необходимый закон). Зато руководитель САП упрекает НАБУ в излишней любви к PR, который вредит следствию. В частности, Назар Холодницкий качестве примера разглашения тайны следствия НАБУ привел публикацию на сайте Бюро переписки по делу «черной бухгалтерии «Партии регионов», в которой фигурировал американский политтехнолог Пол Манафорт: «Тогда прокурор не давал разрешения разглашать эти данные», – цитирует Холодницкого Интерфакс-Украина. Фамилией Манафорта на всех углах размахивал один из главных друзей НАБУ, нардеп Сергей Лещенко. Однако после победы на президентских выборах в США республиканца Дональда Трампа, которого консультировал Манафорт, в нашей АП от таких громогласных (и пока не доказанных) разоблачений из уст сторонника демократки Хиллари Клинтон сильно вздрагивают. А всё потому, что неясно теперь, когда удастся организовать встречу Порошенко с Трампом – до встречи того с Путиным или уже после, а это уже будет нашим серьёзным дипломатическим фиаско. Пока же фиаско терпит НАБУ: председателя Центральной избирательной комиссии Украины Михаила Охендовского объявили потерпевшим в уголовном производстве от действий детективов НАБУ в отношении него. Напомним, неподкупному и незаменимому главе ЦИК вручили в декабре прошлого года подозрение в рамках расследования уголовного производства всё о той же «чёрной бухгалтерии» ПР. Странно, что тот же Печерский суд не объявил до сих пор потерпевшим заодно и Манафорта.
Команда Артёма Сытника решила ответить Холодницкому устами антикоррупционера-предпринимателя Виталия Шабунина. Тот опубликовал некие документы, якобы свидетельствующие о том, что беглый олигарх Дмитрий Фирташ узаконил свою долю в Запорожском титаномагниевом комбинате (ЗТМК) благодаря ошибкам, допущенным САП. Да и сам активист-грантоед Шабунин активно ругается с Холодницким в соцсетях. Вряд ли у граждан, наблюдающих за постоянной публичной грызнёй борцов с коррупцией, прибавляется оптимизма в ожидании начала реальной эффективной работы. Вряд ли даже предусмотренный законом обязательный ежегодный аудит деятельности НАБУ сможет объективно оценить результаты работы Бюро. Дело в том, что комиссия до сих пор не сформирована: сначала лоббисты Сытника в парламенте не смогли провести своего кандидата, американца Роберта Сторча от Верховной Рады. Теперь же он среди тех, кого предлагает утвердить от Кабмина «общественность» – те же грантоеды, которые опубликовали списки желанных кандидатов в своей «Украинской правде». Помимо парламента и правительства, своего члена комиссии должен назначить также и Президент. Но когда она будет сформирована, насколько объективной будет проверка – вопросы, на которые ответ вам никто не даст. Главное, что «наличие заключения комиссии по проведению независимой оценки (аудита) деятельности Национального бюро, предусмотренной статьей 26 настоящего Закона, о неэффективности деятельности Национального бюро и ненадлежащем исполнении обязанностей его директором» является основанием для увольнения руководителя НАБУ. Именно в этом желании обвиняют власть сторонники Сытника. И похоже, что так оно и есть. Тем временем Национальное антикоррупционное бюро проводит досудебное расследование 39 уголовных производств по электронным декларациям украинских чиновников. Это на несколько десятков тысяч декларантов. Сколько из них до следующего дня рождения НАБУ конвертируются в обвинительные приговоры судов? Смею предположить, что ни одно. Ровно через год проверим.
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»