Торговля с оккупантами: кульминация блокады Донбасса и план «Б» для власти

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Чем дольше длится блокада железнодорожных путей активистами и ветеранами АТО, тем больше вопросов возникает как в экономической, так и в политической плоскости к действиям власти.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Блокадный синдром. О политических последствиях торговой изоляции Донбасса» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«Ситуация крайне неоднозначная: решение о блокировании ОРДЛО на уровне государства приведет к серьезным социально-экономическим, гуманитарным и политическим последствиям. Наибольший риск заключается в том, что власть оказалась не готовой и не имела плана «Б» на случай подобной блокады», – рассуждает Радчук.

И Кабмин, и АП, и местные ВЦА оказались не готовы к новому витку блокады. С одной стороны, риски блокады для экономики действительно высокие, с другой – украинцам нужно объяснить, почему не найдены альтернативные механизмы поставок угля.

К тому же, отметил он, существует сугубо моральный аспект с непредсказуемыми политическими последствиями: на фронте гибнут украинские солдаты, мирный план не работает, а в это время контрабанда не прекращается и власти уверяют, что отказываться от угля с Донбасса не намерены.

Формальным поводом блокады ОРДЛО, добавил эксперт, стала позиция сепаратистов, которые проигнорировали требования активистов и ветеранов АТО об освобождения военнопленных. В Минске этот процесс остановился.

С другой стороны, добавил он, если с неподконтрольных территорий Украина получает преимущественно уголь, то в так называемые «ДНР-ЛНР» с украинской стороны поставляется гораздо больше товаров.

Блокада оккупированного Донбасса: попытка номер два?«Слово и Дело» решило провести параллели между блокадами оккупированного Донбасса и аннексированного полуострова Крым.

«Официальная позиция власти – блокада приведет к энергетическому коллапсу, а альтернативные поставки из ЮАР или Австралии будут в разы дороже», – напомнил политолог.

В свою очередь, уточнил он, в штабе «блокировщиков» заявляют, что не намерены доводить ситуацию до коллапса, а их задача – привлечь внимание общества к торговым отношениям с ОРДЛО и заставить оккупантов вернуть пленных.

Власть же делает акцент на 3 основных компонентах проблемы: альтернативных вариантов закупки угля нет, запасов на ТЭС хватит не более чем на 40-50 суток, шахты по добыче угля зарегистрированы на украинской территории, а шахтеры, которые там работают, просто потеряют работу.

«Действительно, в предыдущие годы именно сепаратисты блокировали вывоз угля в Украину требовали «справедливую цену». Поэтому получается, что раньше каким-то образом удавалось договориться с боевиками и возобновлять поставки», – объясняет Радчук.

Со своей стороны, представители власти указывают на политический аспект акций по блокированию торговли с ОРДЛО. Мол, это угрожает национальной безопасности и «расшатывает ситуацию».

Кульминация блокады Донбасса придется на вторую-третью декаду марта, как раз накануне окончания годового иммунитета правительства Владимира Гройсмана.

«Политических последствий не избежать. Как минимум свои должности могут потерять отдельные министры, которые не смогли найти альтернативы углю из ОРДЛО. Пока, что Гройсман пытается защитить позиции своих подопечных министров и не признает стратегических ошибок в работе правительства по данной проблеме», – рассказал политолог.

Наладить диалог с участниками блокады власть пыталась на уровне областных ВЦА, но безрезультатно. Вариант силового разгона еще больше сплотил участников блокады.

«Четкого плана действий, что делать дальше, у власти нет. Уже открыты уголовные производства относительно действий «блокировщиков», что, скорее всего, приведет к еще большей эскалации конфликта вокруг блокирования. Решение придется принять ВР. Именно парламент должен поставить точку – либо мы торгуем с ОРДЛО, либо прекращаем сотрудничество с пониманием всех дальнейших последствий», – подытожил Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Блокадный синдром. О политических последствиях торговой изоляции Донбасса».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: