25 выдающихся событий независимой Украины. Девяностые: становление независимой Украины

Читати українською

В этом году Украина будет праздновать 25-ю годовщину независимости. Мечты о своем государстве впервые за многие века удалось реализовать после распада СССР, которому предшествовали 70 лет кровавых и непростых событий, которые, казалось бы, должны навсегда похоронить перспективу независимости.

С самого начала существования независимой Украины руководство нового государства искало свой курс на реализацию самостоятельной политики. Богатая ресурсами и технологиями 52-миллионная по численности населения страна в самом центре Европы имела в арсенале оставленное в наследство от СССР ядерное оружие, невероятное количество заводов и непростую историю взаимоотношений с Россией и бывшими «братскими» союзными республиками. Находясь на географической границе между западной и восточной цивилизациями Украине пророчили роль буферной транзитной страны, которая может воспользоваться своими мощными природными и человеческими богатствами и стать одним из самых успешных государств в мире.

По данным всех мировых рейтинговых агентств, Украина была одной из самых богатых и имела одну из самых мощных экономик среди всех бывших советских республик. В УССР было развито сельское хозяйство, находилось большое количество заводов тяжелой и машиностроительной отраслей, республика производила 300 млрд киловатт-часов электроэнергии, на ее территории было большое количество заводов по легкой и пищевой промышленности. Имела несколько мощных атомных электростанций, невероятное количество вооружения, военные склады. Все эти преимущества в дальнейшем, как оказалось, были скорее замечательным бонусом, который нужно было капитализировать и использовать как трамплин для перестройки экономики на рыночных принципах. Однако, как оказалось в дальнейшем, молодое украинское государство так и не сумело реализовать одну из своих стартовых возможностей, а вооружение, капиталы и оборудование заводов стали либо балластом, либо заложниками в большой геополитической игре, либо собственностью кучки наиболее ловких предпринимателей, которых в дальнейшем окрестили термином «олигархи».

Борьба за постсоветскую независимость продолжается – ГрибаускайтеГрибаускайте: война в Украине – это тест на прочность НАТО

Впрочем, попробуем кратко проанализировать основные события, которые, на наш личный взгляд, повлияли на внутреннюю и внешнюю ситуацию в новом государстве и последствия от которых мы все вместе сейчас можем почувствовать на себе. Большинство из перечисленных автором событий сейчас рассматриваются большинством аналитиков как неиспользованные возможности, которые можно смело отнести к предпосылкам обесценивания государства как мощного геополитического игрока. Иными словами, большинство решений украинской элиты, которая также осталась в наследство от советских времен и альтернатив которой почти не было, свидетельствуют о реализации стратегии Failed state или несостоятельного сообщества, «государства без будущего». Тем не менее это только начало большого пути и хорошо, что Украина совершила серьезные ошибки именно на этом этапе.

1991 год – подписание договора о создании СНГ

Одно из самых противоречивых решений тогдашнего руководства уже независимой Украины, которое было принято 7-8 декабря 1991 года по Беловежской пуще. И хотя главным следствием заключения соглашения об СНГ было окончательное признание несостоятельности СССР и его ликвидация, однозначной положительной оценки данное событие в контексте дальнейшего развития Украины как независимого государства не получило.

Интересно, что созданием СНГ фактически констатировалось независимость всех бывших советских республик, сам СССР прекращал свое существование как субъект международного права, однако никаких надгосударственных управленческих структур новое объединение не имело. Скорее это была попытка руководства бывших советских республик хоть как-то объяснить гражданам события, которые произошли с некогда мощным тоталитарным государством, а также сохранить взаимосвязи, ведь экономика СССР была взаимоинтегрованной. Фактически, СНГ – это хозяйственный, экономический и политический договор между Украиной, Беларусью и Россией, к которому впоследствии присоединились и остальные бывшие советские республики. Что интересно, СНГ так и не стало мощной структурой, которая гарантировала бы эффективное взаимодействие и развитие. Первую скрипку в реализации политики СНГ пытался играть Кремль, что впоследствии привело к упадку структуры и постепенному поиску альтернативы данной организации всеми ее участниками. Интересно, что несмотря на то, что Украина была соосновательницей СНГ, но устав организации до сих пор не был ратифицирован, поэтому формально Украина никогда и не была членом СНГ. 19 марта 2014 года Верховная Рада приняла судьбоносное решение о начале процедуры выхода из СНГ.

Украина никогда не подписывала устав относительно членства в СНГУкраина не является членом СНГ, поскольку не подписывала соответствующего стутута и не имеет никакого отношения к этой организации

СНГ – это поводок, которым Кремль пытался держать Украину и остальные бывшие советские республики в орбите своих интересов. С самого начала данный договор не мог способствовать приобретению нашим государством настоящих признаков самостоятельности. В 2010-2013 годах Кремль решил несколько видоизменить идею СНГ, заменив ее так называемым Таможенным союзом, который должен был стать альтернативой подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако украинский народ сделал свой выбор в пользу другого вектора развития, за что получил весь спектр событий, которые начались с аннексии Крыма, сейчас происходят на Донбассе и угрожают перерасти в настоящий межгосударственный конфликт с РФ. Что ж, возможно, 25 лет назад украинцы просто были не готовы воевать за свою независимость после десятилетий заблуждений о «братстве» в едином котле тоталитарного по своей сути СССР. Подписание договора о создании СНГ стало своеобразной отсрочкой принятия реальных взрослых решений, к которым мы сейчас и вернулись.

1993 год – восстановление КПУ после запрета в 1991-м

Иногда интересно наблюдать, как украинцы любят не просто наступать на одни и те же грабли, а ходить по ним кругами. 19 июня 1993 года на съезде в Донецке была создана новая по форме, но старая по своей сути Коммунистическая партия Украины. До этого, в августе 1991 года, ее деятельность была запрещена на территории независимой Украины: соответствующие документы подписал председатель Президиума Верховной Рады Украины Леонид Кравчук сразу после Акта провозглашения независимости Украины. Считалось, что ее руководители были причастны к событиям государственного переворота 19-21 августа 1991 года.

Уже позже, в 2001 году, чтобы лишить конкурентов любых аргументов относительно процесса своего восстановления, на помощь коммунистам пришел Конституционный суд. Своим решением он вынес окончательный вердикт, в котором постановил, что «Компартия Украины имела статус самостоятельной политической организации Украины и ее программные цели и действия в период с 19 по 21 августа 1991 года (послужившие основанием для приостановления и запрещения ее деятельности) не противоречили определенным на конституционном уровне условиям создания и деятельности политических партий и общественных организаций (часть первая статьи 37 Конституции Украины)». Таким образом, КС доказал, что КПУ, которая была зарегистрирована 22 июля 1991 года именно как объединение граждан, не является правопреемником КПСС и Компартии Украины в составе КПСС.

Деятельность всесоюзной КПСС и ее регионального представительства КПУ на территории УССР определяли все процессы во внутренней и внешней политике до развала СССР в 1991 году. Поэтому ее деятельность было очень важно возобновить в 1993 году. Позже КПУ была мощным политическим игроком на протяжении почти 20 лет: имела многочисленные фракции в парламенте, вступала в коалиции, имела своих представителей в исполнительной власти. В 1999 году лидер КПУ Петр Симоненко боролся за пост президента Украины во втором туре с Леонидом Кучмой. Только после бурных событий конца 2013 года, после получения доказательств о фактах содействия и сотрудничества с сепаратистами так называемой «ДНР», а также приведения доказательств о содействии антиукраинской деятельности, 24 июля 2014 года спикер парламента Александр Турчинов объявил о роспуске фракции КПУ в парламенте. А 16 декабря 2015 года Окружной административный суд Киева завершил рассмотрение дела по иску Министерства юстиции к Коммунистической партии о запрете ее деятельности, полностью удовлетворив требования истца.

Сейчас бывшие деятели КПУ разбежались кто куда. Некоторые перебрались в Москву вместе с бывшими соратниками экс-президента Виктора Януковича. Другие – ведут непубличный образ жизни. Остальные – пытаются интегрироваться в новые политические силы «левого» толка. Симптоматично, что КПУ долгое время оставалась оплотом пророссийского вектора развития Украины и должным образом заботилась о бывших коммунистических ценностях погибшего СССР. Коммунисты упорно защищали все памятники коммунистическим вождям, поддерживали идею вступления в Таможенный союз и «братания» с Россией, отстаивали предоставление русскому языку статуса второго государственного, видели угрозу со стороны интеграции в структуры НАТО и ЕС, пытались во что бы то ни стало не допустить признание Голодомора геноцидом украинского народа, отрицали признание героев УПА и др. То есть делали все, чтобы сохранить и приумножить собственный электорат, ориентированный на Россию и советские ценности. Потребовалось почти 25 лет, чтобы это понять и, наконец, признать вредность подобной деятельности. Остается только вопрос о судьбе самого электората, ведь большое количество украинских граждан до сих пор грезят ценностями и идеями КПУ.

1994 год – отказ от ядерного оружия. Будапештский меморандум

Часто приходится слышать тезисы «диванных комментаторов» и даже уважаемых экспертов вроде «вот если бы Украина не отказалась от ядерного оружия, с нами бы говорили иначе». С точки зрения геополитического позиционирования, действительно, ядерное оружие – весомый аргумент в веке «гонки вооружений» и противостояния по наращиванию его количества.

Украина нуждается в новых гарантиях безопасности – ПорошенкоБудапештский меморандум не смог обеспечить безопасность и территориальную целостность украинского государства, поэтому Украине нужны новые гарантии.

Однако Украина поступила более чем дальновидно, отказавшись в 1994 году от своих ядерных арсеналов и подписав Договор о нераспространении ядерного оружия. К тому же, этот шаг способствовал расширенному сотрудничеству с МАГАТЭ по обезвреживанию ядерных арсеналов и опасных запасов топлива. Еще одна огромная проблема, с которой в одиночку Украина не справилась бы, – это последствия Чернобыльской аварии. Решение об отказе от ядерного оружия способствовало тому, что мировое сообщество взяло более активное участие в развитии и финансировании дополнительных объектов укрытия в зоне ЧАЭС.

Правда, есть и другая сторона медали. Будапештский меморандум, кроме обязательств Украины избавиться от ядерного оружия, имел целью обеспечить гарантии нашей безопасности со стороны трех государств – США, РФ и Великобритании. Фактически, государства-гаранты нарушили свои обязательства, которые были закреплены в обмен на признание Украиной своего безъядерного статуса. В частности, в 4 первых пунктах Договора говорится об уважении к независимости, суверенитету и существующих границах Украины; воздержании от угрозы силой, ее применения против территориальной целостности/политической независимости Украины; воздержании от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, получить какие-либо преимущества; добиваться немедленных действий со стороны Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия; не применять ядерное оружие против Украины. Как минимум уже 3 основных пункта Россия нагло нарушила в 2014-2016 годах. Другие 2 гаранта Договора – США и Великобритания – хотя и осудили подобные действия, не решились на более решительные шаги по защите суверенитета Украины. В определенной степени, критика противников отказа от ядерного оружия сейчас выглядит более чем целесообразной.

1994 год – первые демократические выборы в Раду

Пожалуй, парламентские выборы 1994 года – это первая своеобразная демократическая #перемога, говоря на языке современных соцсетей. Дело в том, что это первые парламентские выборы независимой Украины, которые были объявлены внеочередными, как реакция на требования многочисленных шахтерских забастовок. Выборы проходили по 100% мажоритарной системе, однако кандидаты должны были набрать более 50%, иначе двое победителей переходили ко 2-му туру. К слову, процесс мог продолжаться до бесконечности, ведь прописанное требование о 50% явке избирателей на каждом этапе было обязательным, а потому выборы на некоторых округах продолжались вплоть до 1995 года.

Ну и главной особенностью должно было стать то, что народные депутаты могли представлять интересы различных политических сил. Кроме коммунистов, в новом парламенте появились представители Социалистической партии Украины, Народного Руха, Украинской республиканской партии, КУНа, Партии труда, Гражданского конгресса Украины, Демократической партии, УКРП, СДПУ, ХДПУ.

Выборы 1994 года – это праздник настоящего демократического плюрализма. Украинцы наконец смогли выбрать из многих партий своих представителей в парламент. И хотя система была несовершенной, тогдашние выборы не отличались широким распространением «грязных технологий», а запомнились настоящим состязанием идей.

1996 год – введение гривны. Банковская реформа

В течение сентября 1996 года была проведена денежная реформа, в результате которой в обращение была введена национальная валюта Украины гривна и ее сотая часть – копейка. Этому событию предшествовал длительный период нестабильности украинской экономики, бартерный расчет, отказ от единой зоны распространения рубля, купоны (позже – карбованцы) и безумная гиперинфляция. В первые дни реформы по установленному курсу были перечислены в гривне цены, тарифы, зарплаты, пенсии, вклады граждан по курсу 100.000 карбованцев за одну гривну без любых ограничений и конфискаций со свободным их использованием в гривнах.

Fitch спрогнозировал курс гривны к доллару к концу годаМеждународное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует ослабление валютного курса гривни к доллару США по итогам текущего года до 26 грн за доллар.

До финансового кризиса 1998 года гривна была достаточно сильной валютой, ведь ее курс соответствовал соотношению 1,8 грн за 1 американский доллар. Учитывая современные реалии, нетрудно подсчитать уровень падения отечественной валюты за 20 последних лет. Как бы то ни было, введение в оборот отечественной валюты – это признак проведения самостоятельной экономической политики государства. И несмотря на то, что гривна сейчас переживает не лучшие времена, украинцы могут конвертировать и накапливать сбережения в национальной валюте. Впоследствии все эти преимущества в случае стабилизации экономической ситуации граждане будут в состоянии оценить в полной мере.

1997 год – соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ в Крыму

Подписание этого соглашения, как показывают нынешние события, означало беспрепятственный допуск военных сил врага к нашим территориям. Пересмотр Договора должен был состоятся в 2017 году, но уже в 2010-м, после победы на президентских выборах Виктора Януковича, в Харькове состоялись переговоры, в результате которых были подписаны знаменитые «Харьковские соглашения». Согласно подписанному документу, срок пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе был продлен с 2017 до 2042 года с автоматическим продлением на 5 лет, если любая из сторон не выскажет возражения, и установлена арендная плата. Как было отмечено в самом соглашении, срок пребывания флота был увеличен в обмен на удешевление для Украины российского газа путем применения скидки в виде аннулирования таможенных пошлин.

Именно подписанием соглашения в 1997 году был заложен механизм привязки Крыма к сфере интересов РФ. Кремль был заинтересован в развитии данного региона как форпоста своих геополитических интересов и именно Крым был выбран в качестве основного плацдарма для любых дальнейших возможных экспансий в черноморском регионе. Украинские власти обнаружили свою несостоятельность и незаинтересованность в сохранении собственных национальных интересов и фактически «подарили» России все еще украинский по статусу Крым. Ведь разве 20 лет назад кто-нибудь мог подумать о том, что между Украиной и Россией может разразиться настоящая война?

Вторую часть серии статей «25 выдающихся событий независимой Украины. Двухтысячные: период перманентных кризисов» читайте по ссылке.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: