От Арбузова до Гонтаревой: хроника падения гривны в обещаниях глав НБУ

Читати українською

Еще в недалеком 2010 году официальный курс американского доллара относительно гривны не достигал даже 8-гривневой отметки. На тот момент мировой финансовый кризис и политика председателя НБУ Владимира Стельмаха уже заставили украинцев забыть о 5 грн за доллар, однако тогда даже представить падения курса до отметки 25 грн за доллар было сложно.

«Слово и Дело» решило рассмотреть историю удешевления национальной валюты за последние 5 лет с необычного ракурса – через призму обещаний глав Национального банка.

Сергей Арбузов

На момент, когда Нацбанк возглавил Сергей Арбузов – в конце 2010 года – официальный курс доллара составлял 7,93 грн. Примерно такой показатель национальная валюта демонстрировала и в течение всего предыдущего года, за 12 месяцев подешевев лишь на 20 копеек.

За время работы Арбузова эта тенденция сохранилась. Он, как и обещал, в течение 2011 года удержал уровень инфляции на уровне менее 7,5% (по факту, за 2011 год по официальным данным гривна подешевела всего на 4,6%) и 2012 год Украина прожила по среднегодовому курсу 7,99 грн за доллар. Вместе с тем, со временем стала понятна цена такой стабильности: несмотря на обещание Арбузова, в течение всего 2012 года Нацбанк планомерно уменьшал объемы золотовалютных резервов Украины. В частности, в мае их объем сократился на 0,903 млрд долл., в июне – на 1,441 млрд долл.

Последнее сокращение было связано, прежде всего, с погашением украинским правительством кредита российскому банку «ВТБ», однако эксперты утверждают: по сути, Украина проедала свои золотовалютные резервы, тратя их в том числе и на удержание гривны. Недавно эксперт Александр Сугоняко так прокомментировал «Слову и Делу» ситуацию на валютном рынке Украины в последние годы: «Существует ряд вопросов, на которые смогут ответить только члены бывшей власти Януковича, в частности друг экс-президента Сергей Арбузов. Кто растратил 22 млрд золотовалютных резервов? Кто довел внешний долг Украины практически до 40 млрд? Арбузов создал большие проблемы в сегменте валютного рынка, банковском секторе и вел жесткую монетарную политику».

Несколько способствовало стабильному курсу гривны и требование НБУ о продаже экспортерами 50% валютной выручки на межбанке, хотя такие меры сложно назвать рыночными и Арбузов в свое время пообещал, что продлятся они не более, чем до середины 2013 года. Однако в начале 2013-го Арбузов покинул Нацбанк, пересев в кресло первого вице-премьера, а его монетарную политику продолжил его заместитель Игорь Соркин.

Игорь Соркин

13 месяцев руководства Игоря Соркина ознаменовались пересечением гривней предела в 8 грн за доллар. «Слово и Дело» зафиксировало, что, несмотря на обещание главы Нацбанка, в декабря 2013 года доллар начал дорожать на межбанке, а курс достиг отметки 8,24 грн за доллар. Эта тенденция продолжилась и в январе 2014 года. В частности, 24 января обменный курс уже достиг уровня 8,5 грн за 1 доллар, 3 февраля – 8,7 грн за доллар, а 5 февраля – 9 грн за доллар. В целом система народного контроля зарегистрировала всего 3 обещания Соркина, ни одного из которых он не выполнил.


Степан Кубив

Свою работу в НБУ Кубив начал с громкого обещания стабилизировать курс гривны. Однако, как показало время, «четкая программа шагов», которую предложил новый глава Нацбанка, не сработала: несмотря на получение в мае 2014 года кредита от МВФ, курс продолжалколебаться на уровне 11,6 – 12 грн за доллар. Уже тогда было понятно, что ни о каких 10,95 грн за долл., прогнозируемых Кубивым до конца года, не может быть и речи.

Правда, в отличие от Арбузова, Кубив не стал тратить на стабилизацию курса золотовалютные резервы (по крайней мере об этом свидетельствуютофициальные данные НБУ). Кроме того, в апреле-мае 2014 года Нацбанк, как и обещал Кубив, не совершал интервенций по продаже иностранной валюты с целью поддержания курса гривны.

Валерия Гонтарева

Бывший инвестбанкир Валерия Гонтарева возглавила Национальный банк Украины 19 июня прошлого года. За время ее работы гривна только по официальному показателю упала относительно доллара на 13,1 грн, то есть на 110,5%. Этому предшествовали заявления о замедлении темпа инфляции во втором полугодии 2014 года, переходу к рыночному курсу валют и инфляционному кредитованию, а также едва ли не самое громкое проваленное обещание Гонтаревой – о том, что к началу зимы 2014 курс гривны не превысит 15 грн за доллар.

Не спасло главу НБУ даже возвращение к методам Арбузова и использование золотовалютных резервов. Согласно статистике МВФ, Украина в октябре 2014 года продала более трети своих запасов золота. На конец октября Нацбанк владел 26 тоннами золота, что на 14 тонн меньше, чем в конце сентября. Справедливости ради, отметим, что продавать золото Киеву пришлось, чтобы оплатить счета за газ перед ЕС и погасить квартальные выплаты по кредитам МВФ.

Пустить гривну «в свободное плавание» Нацбанк решил 4 октября прошлого года, когда Гонтарева зявила об отказе от фиксированного курса валют. В конце концов, 2 февраля, после того как Украина так и не смогла договориться об очередном транше кредита от МВФ, а перспектива затяжного конфликта на востоке Украины стала более чемразличимой, в Нацбанке приняли решение отказаться от индикативного курса валют, что привело не только к новому скачку доллара по отношению к гривне на официальном уровне, но и к удорожанию ряда и без того недешевых продуктов и услуг. Показательный пример – 30-процентный рост цен на авиабилеты в течение одной ночи.


И похоже, что это еще далеко не все «сюрпризы», которые подготовила украинцам национальная валюта. По мнению эксперта Реанимационного пакета реформ Ильи Несходовского, наиболее существенного удара ценами следует ожидать на рынке бытовой техники, мобильных телефонов, гаджетов и автомобилей. Впрочем, не обойдет подорожание и обычные продовольственные товары. В целом, в своих прогнозах относительно того, что ждет гривну в ближайшем будущем, эксперты не слишком оптимистичны. По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, Украина имеет все шансы повторить собственнуюисторию 90-х годов, что, судя по на откровенному нежеланию международных кредиторов идти в Украину, представляется вполне правдоподобным.

В этом свете особенно цинично выглядит снятие ареста со счетов Сергея Арбузова и его семьи. На сегодняшний день ни один из указанных руководителей Нацбанка наказания за свой непрофессионализм пока не понес, а Валерия Гонтарева так и остается у руля главного финансового регулятора. Более того, Президенту Порошенко, привыкшему полагаться на «своих людей», похоже, некем ее заменить...

Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: