Интрига с отставкой генерального прокурора Виктора Шокина продолжается. Вопрос о его увольнении уже решен, однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. В нашем случае - в политических и юридических вопросах, которые дают время для Президента и его Администрации подыскать удобную и компромиссную во всех смыслах фигуру на смену Виктору Шокину.
Вопрос не из легких: «скамейка запасных» на такую ответственную должность в пропрезидентской команде коротковата. Именно поэтому Петр Порошенко так тянул с отставкой нынешнего главы ГПУ. И именно в особенностях поиска нового кандидата и заключается необходимость как можно дольше удерживать данную должность от несогласованных назначений, используя все возможные методы юридически-правовой казуистики.
Фактически, глава государства не сдержал слово, когда еще в начале этого года пообещал журналистам не горячиться с увольнением Виктора Шокина. «Я не буду идти по пути, когда мы будем менять кандидатов на должность генпрокурора. Я решительно настроен менять структуру и систему», - заявил Петр Порошенко. Впрочем, уже в день отчета Кабинета министров Президент призвал генпрокурора и премьер-министра самостоятельно подать в отставку.
И хотя Кабмин во главе с Арсением Яценюком так и не получил статус и. о., Виктор Шокин таки прислушался к словам своего шефа и написал заявление об отставке. Правда, в тот же день он подписал еще один документ - гарантированное Трудовым кодексом вполне законное заявление на отпуск.
Менять свое мнение Глава государства не собирается: в Верховной Раде уже зарегистрирован проект постановления №4122 «О предоставлении согласия на увольнение Президентом Украины Виктора Шокина с должности генерального прокурора Украины». И теперь мяч с решением об отставке генпрокурора находится на половине поля парламента.
Время на размышления
Юридические тонкости с отпуском генпрокурора были использованы не зря. Команда Президента убила сразу двух зайцев: перестраховалась от возможных сюрпризов со стороны ВР, которая так и не смогла собрать 150 подписей за представление об увольнении главы ГПУ, а кроме того, получила драгоценное время для согласования новой кандидатуры. Ведь проголосовать за отставку генпрокурора народные депутаты смогут не раньше пленарной недели, которая начнется с 15 марта.
А пока будут продолжаться дискуссии и закулисные переговоры по новой кандидатуре главы ведомства, «оберегать» место для будущего преемника Виктора Шокина будет его первый заместитель и верный соратник Юрий Севрук.
Есть еще два обстоятельства, на которые обращали внимание в АП в вопросе отставки генпрокурора. Во-первых, в команде Президента прогнозировали демарши в коалиции и возможные сложности на этапе переформатирования большинства. Поэтому, на всякий случай, пролонгация с отпуском послужила еще одной дополнительной страховкой в случае непредсказуемых событий в парламенте. Возможно, в АП предполагали даже роспуск Верховной Рады и невозможность в таком случае назначить нового генпрокурора.
Во-вторых, время необходимо для согласования новой кандидатуры с западными партнерами. В США и ЕС в целом положительно отнеслись к отставке Виктора Шокина. Впрочем, длительные «уговоры» серьезно повлияли на уровень доверия непосредственно к Президенту.
Безусловно, долгожданный шаг с отставкой главы Генпрокуратуры является своеобразным реверансом команды Президента в сторону западных партнеров, который демонстрирует желание к сотрудничеству. И прежде всего - готовность к компромиссам: именно пропрезидентская фракция не поддержала отставку правительства, и одновременно Президент признал необходимость кадровых изменений в ГПУ, которые так долго отрицал. Однако совершенно очевидно, что на «внутренней кухне» влияние на должность генпрокурора будет сохраняться у Главы государства, поэтому вряд ли он пошел на шаг с отставкой без выгодных для себя политических договоренностей.
Наконец, стоит отметить: ни один из новых кандидатов, предложенных АП «на смотрины» западным партнерам (речь прежде всего о США), до сих пор не получил стопроцентного одобрительного резюме. Поэтому с назначением полностью подконтрольного Президенту генпрокурора на этот раз будет несколько сложнее.
Кто следующий?
Сейчас есть два главных вопроса определения будущего кандидата на должность генпрокурора - насколько фигура является политически «близкой» к Президенту, и его должностное происхождение. То есть выбор встанет между кандидатом, интегрированным в прошлую/нынешнюю правоохранительную систему, и полностью независимым от «системы» политиком. Статья 40 закона «О прокуратуре» выдвигает еще два формальных требования - наличие высшего юридического образования и стажа работы в области права не менее 10 лет.
Снизить риск кулуарных договоренностей относительно будущего назначения генпрокурора предложили народные депутаты. В частности, межфракционное депутатское объединение «Еврооптимисты» обратилось к Президенту с призывом «вынести на публичное обсуждение несколько претендентов на должность генерального прокурора с целью поиска оптимального кандидата и проведения консультаций с общественностью». По мнению депутатов, подобная процедура принятия решения обезопасит от возможных коррупционных рисков непрозрачных назначений и повысит доверие к самой ГПУ.
Действительно, решение о новом кандидате Президенту принять будет непросто. Если в АП будут и в дальнейшем избегать публичности в данном вопросе, а также будут консультироваться только с западными партнерами - кандидатура будущего главы ГПУ должна быть безупречной в репутационном смысле. Предварительно в АП рассматривают 3-х реальных кандидатов.
Первым из них является лидер фракции «БПП» Юрий Луценко. Его плюсы и минусы в политической среде известны всем. Для Президента такое назначение может иметь положительный имиджевый эффект, ведь Юрий Луценко опытный и грамотный политик. Он является верным соратником Петра Порошенко, однако имеет амплуа политика, который не выполняет приказы «сверху». Это именно то, что нужно в канун возможных парламентских выборов: реформа ГПУ на фоне масштабной медийной кампании по борьбе с коррупцией только добавит электоральных баллов пропрезидентской команде. Впрочем, остается актуальным вопрос, на кого же тогда оставить фракцию «БПП» в парламенте, которая уже сейчас утопает в противоречиях.
Вторым возможным кандидатом является самый богатый государственный чиновник согласно официальным данным – военный прокурор Анатолий Матиос. Фактически, он является человеком старой системы, в которой очень хорошо разбирается. Подобная характеристика может стать как положительным бэкграундом, так и отрицательным. Он безупречный исполнитель, который никогда не ставит под сомнение приказы, отданные «сверху». Поэтому вполне очевидно, что Матиос может стать либо «Шокиным-2», либо красивой ширмой для косметических преобразований в ГПУ, которые будут срежиссированны в АП.
Наконец третьим претендентом является нынешний председатель СБУ Василий Грицак, который уже более 10 лет занимает высокие должности в системе Службы безопасности. Очевидно, сейчас он наименее «медийно активный» кандидат из всех вышеупомянутых претендентов.
«Джокером» в колоде политических карт Петра Порошенко может стать решение о возвращении с должности главы Донецкой ВГА его давнего соратника – Павла Жебривского. Последний имеет самую удачную диспозицию для должности генпрокурора: работал в правоохранительных органах на всех возможных уровнях - начиная со следователя, заканчивая антикоррупционным управлением ГПУ; дважды был нардепом, имеет руководящий опыт на государственных должностях и является равноудаленным от всех возможных политических групп влияния. И самое главное - ранее не был фигурантом ни одного громкого коррупционного или политического скандала. Впрочем, чуть ли не единственной проблемой на пути к назначению Павла Жебривского может стать нехватка необходимого количества голосов в Верховной Раде - слишком уж «темной лошадкой» является его кандидатура почти для всех политических игроков в нынешнем составе парламента.
Кто бы ни возглавил ведомство, действия преемника Виктора Шокина будут подпадать под еще более пристальный анализ общественных активистов и СМИ. Безусловно, этому будет способствовать более плотный диалог ГПУ с обществом и позиция западных партнеров. Кроме того, команда Президента либо попытается помочь Генпрокуратуре вернуть доверие среди украинцев, либо наоборот - максимально дистанцируется от действий ведомства, оставив весь груз ответственности за реформирование ГПУ и результаты его деятельности на его руководителе.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»