ЕС vs Россия: в лабиринте нежелательных санкций

Читати українською

Усиление военной напряженности на Донбассе на прошлой неделе не осталось без внимания мирового сообщества. События с расстрелом автобуса под Волновахой, в результате которого погибли 12 мирных жителей, а также ожесточенные бои за Донецкий аэропорт дают все основания предполагать, что агрессия России по отношению к Украине будет только усиливаться.

Чтобы победить агрессора, украинцам придется бороться сразу на 3-х фронтах: непосредственно сдерживать военные силы на линии огня на Донбассе, эффективно работать на международной арене и наводить порядок внутри страны.

Ровно год назад, 19 января 2014 года, украинцы во время Революции Достоинства, после двух месяцев мирных протестов, решили действовать более радикально – и добавили к «переговорам» с тогдашним режимом экс-президента Виктора Януковича фактор уличных противостояний. Активизация уличных протестов, в конце концов, и стала одной из главных причин победы революции. Именно по такой логике в течение нескольких последних дней действовали и украинские военные в Донецком аэропорту: отбив атаки боевиков, силы АТО восстановили контроль над этим объектом.

Сегодня же продолжился очередной этап «международного» фронта боевых действий за независимость Украины: министры иностранных дел стран-членов Европейского Союза начали подготовку изменений в стратегии отношений с Россией в свете украинского кризиса в январе этого года (в рамках заседания Совета ЕС по иностранным делам).

Следует напомнить, что условной датой «тектонического разлома» в отношениях между Россией и ЕС на фоне событий в Украине, стал июль 2014 года, когда председательство в ЕС перешло к Италии. Именно руководительнице МИД этой страны – Федерике Могерини – принадлежат наиболее резонансные высказывания относительно разрыва отношений между РФ и ЕС. «Военная агрессия, провокации России приводят к тому, что европейская дипломатия не имеет другой альтернативы, кроме как дальше вводить санкции – это единственный инструмент этой политики. Партнерских отношений (между ЕС и РФ – ред.) больше нет: с этого момента Россия уже не является стратегическим партнером ЕС», – заявила госпожа Могерини в одном из своих интервью. Уже с 1 января 2015 года председательство в ЕС переходит к еще одному стратегического партнеру Украины – Латвии.

Казалось, что расследование СБУ, которое подтвердило участие боевиков квазигосударственного образования ДНР в расстреле пассажирского автобуса с мирными жителями под Волновахой, только придаст уверенности европейским партнерам Украины в вопросе усиления санкций в отношении России. На прошлой неделе был обнародован проект совместной резолюции фракции Европарламента, согласно которому было принято решение усилить санкции против России, а также ввести четкую систему индикаторов, при выполнении которых будет возможно снятие существующих ограничений. Чтобы ЕС ослабило санкции, Россия должна придерживаться 3-х критериев: вывести свои вооруженные силы, а также поддерживаемые ею вооруженные группы из Украины; способствовать восстановлению контроля Украины над всей территорией, включая Крым; осуществить обмен всеми задержанными и пленными.

Отдельно Европарламент осудил «агрессивную и экспансионистскую политику РФ», обвинив Россию в «ведении необъявленной гибридной войны против Украины», а также призывал Москву «безотлагательно остановить эскалацию, в том числе – прекратить поставки в Украину оружия, наемников и военных».

Однако руководители МИД стран-членов ЕС на сегодняшнем заседании так и не приняли решение о новом усиления санкций по отношению к России. Впрочем, общего вектора ЕС менять не намерен. «Я не думаю, что текущая политика должна быть изменена для того, чтобы снять санкции, потому что для этого нет никаких оснований. Что мы хотели бы видеть, так это политическое желание России что-то изменить. Но мы видим, что нет никакого политического желания или изменений на местном уровне», – заявил глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.

Такую же позицию разделяет большинство министров иностранных дел стран-членов ЕС. «Мы должны помочь Украине достичь успеха. ЕС должен поддержать Украину в защите ее права на территориальную целостность и права принимать собственные решения. Мы также должны соблюдать режим санкций и тех правил, которые мы установили в наших отношениях с РФ и не отменять их сейчас», – заявила министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем журналистам накануне встречи глав МИД стран ЕС. Ее коллега из Великобритании, Филипп Хэммонд, также подчеркнул важность соблюдения Россией так называемых «минских договоренностей» для того, чтобы режим санкций в дальнейшем мог быть пересмотрен. «ЕС необходимо поддерживать единый и дисциплинированный ответ на фоне отказа России воплощать в жизнь договоренности, достигнутые в Минске. Нам нужно быть очень четкими, мы установили рамки, в которых можно говорить о деэскалации отношений с РФ. И это – соблюдение обязательств Россией в рамках минских соглашений », – отметил господин Хэммонд.

Среди других путей давления на российскую сторону, которые на заседании Совета ЕС рассмотрят министры, является создание контрпропагандистского канала распространения информации о состоянии дел на Донбассе среди русскоязычных жителей Евросоюза. «Вопрос информирования русскоязычного населения стоит достаточно остро. Ведь сейчас мы видим целый каскад пророссийской пропаганды», – заявил министр иностранных дел Польши Гжегож Схетина, добавив, что будущее решение о создании информационного ресурса на русском языке в первую очередь должно способствовать распространению свободы слова. В случае создания такого канала, Украина значительно усилит свою информационную политику за рубежом, где сейчас проигрывает мощному медийному сопротивлению России.

Такие полумеры снова свидетельствуют о том, что Европа больна синдромом «мюнхенского договора» 1938 года. Объявляя России новый цикл возможного усиления санкций, политики ЕС оставляют путь для компромиссов с агрессором. Евросоюз до сих пор верит в путь мирного урегулирования кризиса на Донбассе путем соблюдения сторонами – Украиной, ДНР/ЛНР и Россией – договоренностей, подписанных в Минске. В частности, Европарламент так и не признал ДНР и ЛНР террористическими организациями, очевидно желая оставить за ними статус переговорной стороны в случае такой возможности. «С экономической точки зрения, санкции против РФ привели к эффекту бумеранга для ЕС и нанесли ущерб для жителей ЕС больше, чем до этого было рассчитано. Поэтому дополнительных санкций не будет, – считает эксперт по международным вопросам Александр Потехин. – ЕС будет пытаться выйти из плоскости санкций по отношению к политике Кремля».

Однако открытое военное противостояние последних дней у Донецкого аэропорта и усиление обстрелов позиций украинских войск со стороны боевиков вдоль всей прифронтовой зоны почти не оставляют шансов на мирное урегулирование конфликта. Остается только надеяться, что Евросоюз не станет так долго размышлять в случае, если войска агрессора приблизятся вплотную к его границам.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: