За 8 лет военной агрессии большинство украинцев уже привыкли планировать свою хозяйственную деятельность, вести бизнес и организовывать жизнь с учетом постоянных угроз со стороны северного соседа. Эскалация военного напряжения на границах с Украиной и угроза полномасштабного наступления России – с новой силой щекочет нервы всему украинскому обществу: и тем, кто активно интересуется политикой, и тем гражданам, которые стараются не слишком беспокоиться о состоянии дел в государстве.
Пока украинцы не слишком поддаются паническим настроениям. Напротив – и бизнес, и рядовые граждане преимущественно не допускают вероятность любых военных сценариев дальнейшей эскалации. Правда, часть общества активно готовится к защите Родины в составе территориальной обороны, другие составляют план действий в случае худших сценариев. Так, согласно результатам опроса, проведенного Украинским институтом будущего, 56% украинцев готовы лично принять участие в рядах территориальной обороны. При этом – 44% опрошенных не готовы к этому шагу.
Бизнес также не паникует, впрочем, в компаниях разного масштаба так или иначе тема возможного плана действий в случае военной агрессии – активно обсуждается. Правда, кроме IT-отрасли, пространство для маневра у представителей других сфер деятельности достаточно ограниченное.
Так или иначе, лавина тревожных сообщений о возможной полномасштабной военной агрессии со стороны РФ, активно распространяясь по всем уголкам планеты, постепенно все более негативно влияет на украинскую экономику. Какие тенденции заметны уже сейчас, и каких потенциальных рисков следует ожидать в ближайшее время?
Курс гривны
Прежде всего негативные новости ударили по стабильности национальной валюты. Впрочем, пока девальвация гривны к психологическому пределу в 29 грн/долл. – не тот критический предел, который может побуждать украинцев к паническим настроениям, а власть – к кризисному противодействию.
Ожидаемо, что самой большой проблемой стали ставки по ОВГЗ: инвесторы, испытывая возможные угрозы, начали выводить свои средства, что повлекло за собой дополнительное давление на национальную валюту. Правда, сейчас курс гривны находится в допустимых пределах среднегодовых колебаний, а золотовалютных запасов Нацбанка на данный момент достаточно даже для продолжительного кризисного реагирования при резкой девальвации.
К тому же, западные партнеры и МВФ, несмотря на слабую динамику реформ, не оставляют на произвол судьбы правительство и НБУ, очевидно, понимая риски текущей ситуации. К сожалению, тенденция к девальвации национальной валюты будет сохраняться, по меньшей мере, до момента появления положительных решений – прежде всего из Берлина, где через две недели планируется очередная встреча советников глав государств «нормандской четверки».
Энергетические риски
Один из важных рисков – энергетический. К сожалению, отечественная экономика и вся энергетическая отрасль остаются зависимыми от действий страны-агрессора и в энергетической сфере. Даже после отказа от прямого импорта газа и электроэнергии из России, косвенно энергетика Украина остается под влиянием государства-агрессора.
В этом же контексте Украина остается зависимой от Беларуси: в 2021 году доля импорта электроэнергии из этого государства составляла 70% от общего количества. Беларусь сейчас полностью действует в фарватере агрессивных геополитических планов Кремля.
Не менее зависимой от геополитических настроений Кремля Украина остается и относительно достаточного количества угля и нефтепродуктов, а также ядерного топлива, необходимого для отечественных атомных электростанций.
Именно энергетическая сфера является наиболее уязвимым местом украинской экономики. К сожалению, в любом варианте развития ситуации Россия еще долгое время будет сохранять влияние на энергетику Украины и сможет использовать данный фактор для достижения собственных целей.
Как будут расти цены?
Негативного тренда на удорожание товаров, похоже, также не избежать. И вероятность российского военного вторжения сейчас – лишь один из факторов, влияющих на повышение цен в магазинах.
Прежде всего, тренд на девальвацию гривны приведет к еще большему обесцениванию доходов граждан, их сбережений, а значит, будет только подогревать инфляцию.
В прошлом году официально уровень инфляции составил 10%, уже в текущем году НБУ ухудшил прогноз инфляции с 5 до 7%. Однако экономисты говорят о том, что реальный уровень инфляции может быть значительно больше 10% в 2022 году.
Чтобы обуздать рост цен, регулятору придется прибегать к «высушиванию» экономики, что приведет к очередному росту ставок как по депозитам, так и кредитам. Чем дороже заимствования, тем меньше будет на них спрос, а значит, украинцы будут отказываться от так называемых «больших покупок» – недвижимости и автомобилей.
Кроме роста цен и тарифов, нынешняя нервозность внутри общества будет влиять и на потребительские настроения. Украинцы все чаще будут более экономно вести свою экономическую активность, исповедуя стратегию так называемого «рационального потребления». С другой стороны, за последние 30 лет украинское общество прошло невероятное количество негативных сценариев, успешно адаптировавшись к неблагоприятным условиям. Следовательно, очередной кризис на фоне захватнических планов агрессора может еще больше объединить украинцев и обрести дополнительные баллы на пути к становлению новейшей политической нации.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»