Владимир Зеленский внес в Верховную раду законопроект о множественном гражданстве. По словам главы государства, это впервые позволит украинцам со всего мира «чувствовать себя не диаспорой, а людьми украинского гражданства». Какие изменения предусматривает законопроект, кого будет касаться и какие подводные камни имеет, читайте в материале «Слово и дело».
Какие изменения предлагает законопроект
Во время ежегодного выступления в Раде 1 декабря Владимир Зеленский анонсировал представление на рассмотрение парламента законопроекта о множественном гражданстве. «Важной составляющей нашей международной политики является поддержка мирового украинства. Я знаю, насколько важен для украинцев, проживающих в США, Канаде и ЕС, вопрос множественного гражданства. Сегодня я вношу соответствующий законопроект на рассмотрение парламента. Нас – 65 миллионов», – сказал Зеленский.
Законопроект №6368 вносит изменения в Закон «О гражданстве Украины» об основаниях и порядке приобретения и прекращения гражданства Украины. Документ определен как безотлагательный и находится на рассмотрении в комитете.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что документ определяет условия прекращения иностранного гражданства для тех, кто хочет получить паспорт Украины. В частности, это касается граждан стран, которые Кабмин внес в перечень государств миграционного риска.
Еще один важный момент, на котором акцентируется внимание, – пересмотр оснований для потери гражданства Украины. В частности, предполагается, что такими основаниями является использование иностранцем на территории Украины паспорта другой страны для создания угроз национальной безопасности или национальным интересам Украины.
Также законопроект предлагает ввести декларацию об отказе от иностранного гражданства и признании себя только гражданином Украины.
Такой документ смогут подать иностранцы, которые:
- имеют статус беженца в Украине или получили убежище в Украине;
- проходят военную службу по контракту в ВСУ или Национальной гвардии;
- проходили военную службу, но контракт прекращен по определенным причинам;
- получили вид на временное проживание;
- имеют выдающиеся заслуги перед Украиной или принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины;
- являются гражданами государства-агрессора или государства-оккупанта, и подверглись в стране своей гражданской принадлежности преследованиям по политическим мотивам;
- являются гражданами государства, законодательство которого предусматривает автоматическое прекращение гражданства этого государства одновременно с обретением гражданства другого государства.
Также документ устанавливает основания, при наличии которых лицо не может получить гражданство Украины по территориальному происхождению (совершило преступление против человечества или совершало геноцид, осуждено в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, совершило на территории другого государства тяжкое или особо тяжкое преступление).
Какие еще законопроекты по гражданству внес президент
После анонса законопроекта о «множественном гражданстве» Зеленский внес в Верховную раду сразу пять законопроектов по гражданству. Все они были поданы 2 декабря.
Кроме собственно проекта изменений в закон «О гражданстве Украины», предусмотрено еще несколько документов.
В частности, проект закона о предотвращении и противодействии угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства (№6369). В нем закрепляется противодействие использованию гражданства другого государства как инструмента вмешательства во внутренние дела Украины, посягательства на независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Также Зеленский подал проект закона о внесении изменений в статью 570 Таможенного кодекса Украины по предотвращению и противодействию угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства(№6370). Он предлагает ввести ограничения на занятие должностей в таможенных органах гражданами Украины, которые имеют или получили гражданство или подданство иностранного государства или государств.
Еще один законопроект – внесение изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» (№6371). Этот документ должен противодействовать использованию гражданами Украины гражданства иностранного государства как инструмента вмешательства во внутренние дела Украины.
«Мы предлагаем установить ограничения на занятие должностей в органах судебной власти гражданами Украины, которые имеют или получили гражданство другого государства», – отметил Владимир Зеленский.
Кроме этого, президент подал законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, УКУ и УПКУ и кодекс Украины относительно ответственности за нарушение законодательства в сфере гражданства (№6372).
Документ предлагает административную ответственность за несвоевременное представление или непредставление декларации о наличии гражданства иностранного государства, о нахождении в процедуре приобретения или прекращения гражданства иностранного государства и т.д.
«Все политики и чиновники, которые по закону о предотвращении коррупции заполняют электронные декларации, должны обязательно указывать наличие гражданства или подданства других государств. Если лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, также является гражданином другого государства, оно должно об этом честно сообщить – украинское общество имеет право об этом знать. За намеренные попытки скрыть факт двойного гражданства человек должен нести уголовную ответственность», – подчеркнул президент.
Как законопроект оценивает юрист
Один из важных моментов, вызывающий противоречия, не нарушает ли наличие множественного гражданства Конституцию Украины.
В частности, в статье 4 Конституции говорится, что в Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом.
«Слово и дело» пообщалось с экспертом по конституционному праву Богданом Бондаренко и попыталось разобраться, действительно ли предложенный Зеленским законопроект соответствует Конституции и какие изменения являются ключевыми.
Правовед пояснил, что в настоящее время в Украине действует положение, что в случае приобретения добровольно гражданства другого государства это будет основанием для потери украинского гражданства.
«Что предлагает законопроект. Он предлагает предположить, что основание для потери гражданства возникает в случае использования паспорта другой страны (ее гражданства) на территории Украины с целью негативного влияния на национальную безопасность», – отметил он.
Бондаренко подчеркнул, что в Украине действует единое гражданство, прописанное в Конституции Украины. В то же время, по его словам, есть решение Конституционного суда, в котором говорится, что единое гражданство предусматривает исключительно гражданство Украины и исключает гражданство областей и т.д.
«Длительное время в Украине действует закон, предусматривающий утрату гражданства в случае добровольного приобретения гражданства другой страны или если человек хотел получить гражданство Украины и не отказался от другого, гражданство нашей страны теряется. То есть система, действующая сейчас на уровне закона, исключает возможность множественного гражданства. Но в Конституции или решении КСУ нет положения, что множественное гражданство в Украине запрещено», – подчеркнул эксперт.
То есть фактически в Украине действует единое гражданство, но нет соответствующих положений, которые напрямую запрещали бы множественное гражданство.
«Поставить точку в этой истории и дать окончательное решение может только Конституционный суд. Главное научно-экспертное управление по предыдущим законопроектам дало вывод, что введение множественного гражданства может нарушать Конституцию. То есть сейчас нет однозначного ответа на этот вопрос», – отметил Бондаренко.
По его мнению, к этому процессу нужно было подходить по другому.
«Учитывая, что идея множественного гражданства дискутируется в течение длительного времени, было бы правильнее сначала обратиться в Конституционный суд о толковании статьи 4: Означает ли единое гражданство прямое запрещение множественного гражданства в Украине. Далее в зависимости от решения КСУ принимать закон. Но власти пошли другим путем. Они самостоятельно хотят истолковать, как считают нужным», – объяснил эксперт.
Бондаренко считает, что возможность двойного гражданства для украинской диаспоры, о чем говорил Зеленский, по сути, является вопросом самоидентификации.
«Если человеку просто себе хочется иметь рядом с паспортом гражданина условной Канады еще и паспорт Украины – хорошо, пусть. Государство дает такую возможность», – сказал эксперт.
По его словам, нельзя такой законопроект однозначно сформулировать в положительном или отрицательном ключе.
«Это зависит от государственной политики. Вопрос гражданства оказывает непосредственное влияние на вопросы ОРДЛО (вопросы войны), влияет по меньшей мере на два района Закарпатской области. Здесь государство принимает для себя решение. Как это будет коррелироваться с другими направлениями государственной политики, в частности, по евроинтеграции – сказать сложно», – считает эксперт по конституционному праву.
Кроме того, Бондаренко видит в законопроекте Зеленского политические мотивы.
«С политической точки зрения, если законопроект пройдет в таком виде, что диаспора сможет получить украинские паспорта, то это может положительно повлиять на результаты Зеленского в следующих выборах, потому что добавляется целая категория граждан, которые до этого не принимали участия в выборах и будут обязаны получению гражданства непосредственно Зеленскому», – подчеркнул эксперт.
Также он акцентировал внимание на важном аспекте – диаспора практически всегда голосует за действующего президента страны.
Напомним, в июле Зеленский запустил решение СНБО о двойном гражданстве чиновников.
Когда политики обещали урегулировать вопросы двойного гражданства, читайте в материале.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»