С 14 июля в Украине действует закон №1349-IX о защите прав потребителей при урегулировании просроченной задолженности, более известный, как «антиколлекторский закон». Он устанавливает требования к этическому поведению коллекторов в процессе взыскания долга и регулирует работу коллекторских компаний.
Об этом сообщил Национальный банк Украины.
Закон вводит для коллекторских компаний и их сотрудников ряд запретов, за нарушение которых компания понесет ответственность. В частности, коллекторам строго запрещается:
- взаимодействие с должником с 20:00 до 09:00 в любой день и в праздничные, выходные или нерабочие дни - полностью. Запрещены, в том числе, звонки, встречи, сообщения и другие формы взаимодействия;
- взаимодействовать с должником более двух раз в сутки;
- применять автодозвон свыше 30 минут в сутки;
- запрещено передавать информацию о долге должника и его личные данные третьим лицам, требовать от родственников и знакомых взять на себя долг, совершать звонки работодателям и соседям. Запрещено также звонить контактному лицу, которое запретило коллекторам и представителям кредитора с собой общаться;
- скрывать номер телефона или адрес, с которого совершается звонок или отправляется сообщение;
- угрожать должнику, шантажировать его, запугивать, вредить имуществу или деловой репутации;
- вводить должника в заблуждение относительно размера задолженности и последствий невыполнения обязательств;
Обязанностью коллекторов является фиксация каждого разговора с должником. Эти материалы должны храниться в течение трех лет. Также коллектор при первой беседе с должником должен представиться, назвать компанию, от имени которой действует, сумму просроченной задолженности, а также правовое основание своего обращения. При несоблюдении любого из этих условий должник имеет полное право не общаться с коллектором.
Должник также имеет право потребовать у коллектора и кредитодателя документальные основания обращения коллекторов в бумажной форме. Эти документы должны быть предоставлены в семидневный срок. До этого коллекторам строго запрещено общаться с должником.
Кроме того, НБУ обязал коллекторские фирмы до 13 августа зарегистрироваться в специальном реестре. Компании, которые этого не сделают, потеряют право заниматься взысканием долгов, а их дальнейшая деятельность в этой сфере станет объектом внимания правоохранителей.
В НБУ подчеркнули, что реестр станет своеобразным фильтром для отсева неблагополучных коллекторских компаний. До вступления в силу антиколлекторского закона из-за отсутствия механизмов регулирования в этой сфере взыскивать долги мог кто угодно - даже юридическое лицо без лицензии на финуслуги. При этом такие компании нельзя было проверять, так как не было оснований. Однако теперь коллекторские компании должны соответствовать жестким требованиям:
- находиться в реестре коллекторов;
- не нарушать законы о защите прав потребителей;
- иметь безупречную репутацию и прозрачную структуру собственности;
- руководители и работники компании должны отвечать квалификационным требованиям.
За нарушение нового закона коллекторов и кредиторов ждут санкции - от предупреждений и штрафов до приостановки или лишения лицензии, а для коллекторов предусматривается исключение из реестра и автоматический запрет на занятие коллекторской деятельностью. Для этого достаточно двух подтвержденных жалоб от потребителей.
Напомним, ранее Национальный банк Украины установил квалификационные требования к деловой репутации и профпригодности, которым должны соответствовать сотрудники коллекторских компаний. Компании должны будут проверять и контролировать соответствие сотрудников этим требованиям.
Также стало известно, на какие действия коллекторов чаще всего жалуются украинцы, которые вынуждены с ними взаимодействовать.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»