С начала апреля цены на нефть колебались от 62,63 до 64,67 долл. за баррель. Резкое изменение цен спровоцировали и третья волна коронавируса, и рост импорта сырья в Китай, а также усиление напряженности на Ближнем Востоке. В свою очередь МВФ улучшил прогноз мировых цен на нефть на ближайшие два года. В 2021-м ожидается средняя цена марок Brent, Dubai Fateh и WTI на уровне 58,52 долл. за баррель, в 2022 году ‒ 54,83 долл. Как ситуация с ценами на нефть отразится на отечественном топливном рынке, в комментарии «Слово и дело» объяснил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Эксперт отметил, что сейчас мы наблюдаем сезон активного потребления нефти, а также не стоит забывать, что недавно Кабмин подписал меморандум с трейдерами.
Какие проблемы ждут топливный рынок Украины и когда именно?
По словам Куюна, есть две проблемные позиции ‒ дизельное топливо и сжиженный газ, хотя с бензином также не все еще понятно. Главная причина ‒ задержка в поставках «Роснефти», на долю которой в прошлом году пришлось до 22% рынка указанных топлив. Сначала была надежда на скорейшую замену Proton Energy, которая продавала эти ресурсы с 2016 года, но сейчас ясности с новым трейдером нет. Кроме того, неожиданно остановился белорусский «Нафтан». Поставки этого завода в Украине небольшие, основной объем идет из Мозыря, но все же.
«Сейчас апрельский баланс по дизельному топливу сходится при условии поставок по морю около 150 тыс. тонн. Много это или мало? Скажу так: за последние шесть лет такой месячный объем был лишь однажды ‒ осенью 2019 года», ‒ отметил эксперт.
Что касается сжиженного газа, по мнению специалиста, апрельский баланс с трудом, но сходится. Тонких моментов много, но шанс пройти апрель более-менее есть.
«А вот как мы будем жить в мае, пока непонятно… Ситуация осложняется поздней весной, активизация полевых работ сместится как раз на конец апреля-начало мая, когда с ресурсами может случиться нечто неожиданное», ‒ добавил Куюн.
К неопределенности с «Роснефтью» (170 тыс. тонн) добавится плановый ремонт Мозырского НПЗ. О нем было сообщено в начале года и объем крупнейшего поставщика тем самым уменьшится вдвое (с 240 до 120 тыс. тонн).
«Еще одна жирная вишенка: в конце апреля США могут возобновить санкции в отношении «Нафтана». Сами белорусы комментируют эту тему скупо, мол, не впервой. Понятно одно, что любой контрагент завода рискует оказаться под санкциями сам. Каждый будет решать сам», ‒ пояснил эксперт.
Также он добавил, что к маю запасы дизтоплива, которых якобы много (но сколько, никто не знает) и которые обязательно помогут пройти апрель, иссякнут. И теперь рынку необходимо будет найти 300 тыс. тонн дизтоплива (почти 50% баланса) и минимум 40 тыс. тонн сжиженного газа (25% рынка).
Как Украина может преодолеть трудности с импортом топлива?
«Я не знаю, сколько можно привезти через порты, больше 150 тыс. тонн еще не импортировали. В чем нюанс? Принять порты могут и 300, и наверное даже 400 тыс. тонн, но узкое место – вывоз по жд. В напряженном 2019 году «Укрзализныця» не смогла сделать ничего, хотя постоянно работал антикризисный правительственный штаб. С тех пор ситуация лучше явно не стала. Думаю, в любом случае больше 200 тыс. тонн сделать по морю не получится. Где брать еще 100 тыс.?», ‒ отмечает Сергей Куюн.
По его словам, около 30 тыс. тонн могла бы дать «Укртатнафта», нарастив переработку на 30%. Тем более, что завод заявлял о готовности перекрыть недостаток после остановки поставок «Роснефти», за что раскритиковали Коломойского, мол, он захватывает рынок.
«Игорь Валерьевич, самое время реализовать ваш коварный план», ‒ иронизирует Куюн и добавляет: «170 тыс. тонн «Роснефти» Вы конечно не закроете, но дайте хоть 30 тыс. т. И да, все рассчитывают не только на увеличение переработки, но и на импортные поставки через ваши порты, притом как дизтоплива, так и сжиженного газа».
Эксперт высказал сомнение, что к середине мая могут восстановиться поставки «Роснефти».
Что будет с ценами на газ, бензин и дизель?
«Наш главный эксперт по рынку сжиженного газа Артем Куюн говорит, что весь объем заменить точно не удастся. Что это значит для цен? Ничего хорошего. Будет рост. Нехватку газа можно закрыть бензином. Но опять же, запасов бензина никто не держит, значит, рост спроса подстегнет цены и на него. Ну и совсем непонятно, что будет с дизелем. Всех интересует, а на сколько именно цены могут вырасти. Не берусь прогнозировать. Это невозможно, когда есть дефицит», ‒ отметил эксперт.
Летом 2017 года цена на сжиженный газ выросла с 12 до 17 грн/л из-за нехватки всего 10% в балансе. По словам эксперта, в мае она очевидно будет выше.
«Что делать? Здесь очень кстати недавно подписанный меморандум между Кабмином и трейдерами. Главное, что он предусматривает – это еженедельные консультации по текущим вопросам рынка (а не регулирование цен, как почему-то многие считают). Создавать антикризисный штаб надо уже сегодня. Как в старые добрые (времена – ред.) брать листочек А4, ручку и моделировать балансы. Если есть возможность, надо привезти больше еще в апреле, когда нагрузка на порты будет меньше, чем в пиковом мае. Надо поторопить железную дорогу, Нафтогаз, БНК, Укртатнафту и других», ‒ считает Куюн.
По словам эксперта, сейчас Украина имеет хороший шанс подготовиться к этому шторму, а не тушить пожар постфактум, как это происходит обычно, тем более, что особенно нечем.
«А когда мы пройдем этот май, поговорим о том, сколько можно оглядываться на Россию с Беларусью, имея свои порты и НПЗ», ‒ отметил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Ранее «Слово и дело» писало, как менялась стоимость нефти на мировых рынках в 2015-2020 годах.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»