Парламентский пасьянс: состоится ли весеннее обновление коалиции

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На этой неделе едва ли не впервые со времени каденции Верховной рады 9-го созыва в монобольшинстве «Слуги народа» публично упомянули о возможности переформатирования коалиции в парламенте.

Поводом стало голосование за исключение из фракции монобольшинства народного депутата Александра Дубинского. Он пользуется авторитетом среди коллег по фракции и ожидалось, что его исключение приведет к выходу еще ряда народных депутатов. Такой шаг ‒ учитывая то, сколько депутатов могли бы выйти из фракции «Слуга народа», обусловил бы кризис в самой фракции монобольшинства. Ведь не секрет, что и сейчас одних только голосов депутатов из пропрезидентской политической силы часто не хватает для результативных голосований, а так называемый «турборежим», в котором коалиция работала в начале каденции парламента 9-го созыва, похоже, уже стал одной из страниц истории украинского парламентаризма.

Правда, исключение Дубинского ‒ не единственный повод, который может заставить задуматься фракцию «Слуги народа» над поиском политических партнеров среди других фракций и депутатских групп. В начале марта текущего года истекает год с момента работы Кабмина Дениса Шмыгаля, и эта дата дает возможность оппозиции не только требовать отчета правительства, но теоретически может повлиять на его дальнейшую судьбу.

Впрочем, пока что фракция «Слуги народа» насчитывает 245 нардепов, и в обозримой перспективе вряд ли ее количество уменьшится. Правда, некоторые политические силы заранее заявили о возможности присоединиться к голосованиям, что поможет монобольшинству в критически важные голосования ‒ сохранять стабильность власти и, как следствие, дальнейшее функционирование нынешнего созыва парламента. Но идет ли речь в таком случае о классическом переформатировании коалиции?

В поисках «золотой акции»

Одной из первых в кастинге на «золотую акцию», на кого намекают в «Слуге народа», является фракция «Батькивщина». Глава фракции монобольшинства в парламенте Давид Арахамия еще в начале недели сказал журналистам, что «все возможно в нашей стране».

Кризис монобольшинства: есть ли риск роспуска парламентаВнутрипартийные дискуссии в Слуге народа не приведут к политическому кризису, а парламент в целом еще имеет потенциал для работы, считает эксперт.

Интересно, что несмотря на воинственную оппозиционную риторику, которой пользуется лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко, сигналов о возможности сближения со «Слугой народа» становится все больше. Так, уже в новом парламентском сезоне журналисты зафиксировали переписку Юлии Владимировны с якобы главой Офиса президента Андреем Ермаком. Достоверна ли данная переписка, или нет, но в ней речь шла о возможности решения каких-то общих вопросов ‒ очевидный признак сотрудничества.

Подтвердила намерение фракции «Батькивщина», которая насчитывает 24 народных депутата, о возможном участии в переформатировании коалиции и сама Юлия Тимошенко. Правда, сделала это в присущей ей манере ухода от четких формулировок. «Если такое объединение президент инициирует, тотальное, полное и комплексное объединение ради того, чтобы спасти Украину и украинскую нацию, мы будем в этом участвовать», ‒ ответила Тимошенко на вопрос журналистов о том, примет ли ее фракция участие в новой коалиции вместе с вероятными участниками фракцией «Слуги народа» и депутатской группой «Доверие».

Интересно, что еще в июле 2019-го Юлия Тимошенко, поздравляя партию «Слуга народа» с победой на парламентских выборах, заявляла о том, что «Батькивщина» готова к коалиции с пропрезидентской силой и партией «Голос».

Сейчас фракция партии «Голос» тоже могла бы быть вероятным участником переформатирования. Имея в своем составе 20 депутатов, очевидно, этой политической силе не помешал бы новый «электоральный толчок», который «Голос» мог бы получить в качестве нового партнера по коалиции и потенциального участника новой правительственной команды. Однако «Голос» сохраняет интригу в данном вопросе ‒ в политической силе имеют целый ряд принципиальных разногласий со «Слугой народа», поэтому потенциальное сближение, а тем более участие в новой коалиции потребуют немалых усилий.

А вот наиболее реальным претендентом на «золотую акцию» пока что выглядит депутатская группа «Доверие», которая частенько помогает с голосами «слугам». Эта группа из депутатов-мажоритарщиков насчитывает 20 участников, и однозначно сказать, что все они разделяют интересы нынешнего монобольшинства вряд ли возможно. Однако формально депутатская группа не может быть участником коалиции ‒ подобная дискуссия уже не раз возникала в предыдущем созыве Рады. В этом же контексте, если говорить о поиске голосов для результативных голосований в будущем, можно вспомнить и о 18 внефракционных народных депутатах в нынешнем созыве парламента.

Новое правительство или новый парламент?

Наиболее удачно с точки зрения политических дивидендов принцип «золотой акции» в истории украинского парламентаризма использовали две политические силы ‒ «Социалистическая партия Украины» во главе с Александром Морозом и «Блок Литвина» во главе с Владимиром Литвином. Обе политические силы, как и их лидеры, в перипетиях постоянных поисков лучшей политической судьбы получили все возможные электоральные неудачи. А судьбоносные решения их лидеров в свое время привели к не менее кардинальным поворотам в жизни страны ‒ кульминацией которых стал тот самый трагический 2014-й год.

Итоги 2020 года для правительства: как министры выполняли обещанияСамый высокий показатель как выполненных, так и проваленных обещаний в 2020 году у вице-премьера - министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова.

Уже после Революции достоинства «золотую акцию» в парламенте 8-го созыва пытался использовать Олег Ляшко во главе фракции «Радикальной партии» ‒ в 2015-2016-х годах «радикалы» то входили, то выходили из тогдашней коалиции. В конце концов, оставшись за бортом коалиционных процессов, РПЛ так и не смогла убедить избирателей еще раз доверить им депутатские мандаты летом 2019-го.

Интересным является и то, что несмотря на наличие 245 штыков в Раде, в нынешней ситуации «Слуга народа» является более зависимой от позиции меньших потенциальных фракций-союзников в парламенте. И если в начале своей каденции президент Владимир Зеленский допускал возможность формирования коалиции только с фракцией «Голос», а Юлию Тимошенко считал «старым» политиком, которая уже была у власти, то сейчас акценты могут существенно измениться.

Ключевой вопрос: должен ли полностью измениться состав правительства при обновлении коалиции новыми членами? Если да ‒ то кто станет новым премьер-министром? И удастся ли собрать большинство голосов уже среди народных депутатов из фракции «Слуга народа» на подобные изменения правительственной команды? Означает ли все это, что Юлия Тимошенко пожелает «все или ничего», а президент и президентская фракция могут согласиться на премьерство лидера «Батькивщины»? И напоследок самый главный вопрос: добавит ли такая конфигурация новой коалиции и правительству хотя бы немного большей стабильности, которая еще есть сейчас, а само правительство будет более профессиональным, чем нынешнее?

Очевидно, от ответов на эти вопросы будет зависеть и дальнейшая судьба нынешнего состава парламента, и возможность досрочных выборов в Верховную раду.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: