Налог на выведенный капитал: история законопроектов и обещаний

Читати українською
В Раде лежит два законопроекта о налоге на выведенный капитал. Сколько попыток ввести налог было раньше?
Слово и дело

Внедрение налога на выведенный капитал, который должен заменить существующий налог на прибыль, украинские политики обещают бизнесу несколько избирательных кампаний подряд. У Верховной рады есть возможность принять соответствующий законопроект. «Слово и дело» разбиралось, кто, когда и какие законопроекты уже подавал и что обещал по этому вопросу.

Кто обещал ввести налог на выведенный капитал?

Сейчас в Верховной раде есть два законопроекта о налоге на выведенный капитал, предусматривающие его введение с 1 января 2021 года. Сначала 16 июня 2020 года свой вариант законопроекта №3665 зарегистрировала «Европейская солидарность», а меньше чем через месяц альтернативный проект закона №3665-1 подала фракция «Слуга народа».

Обе инициативы уже прошли рассмотрение профильного комитета и находятся на ознакомлении, но будет ли принят хоть один из вариантов, пока большой вопрос.

Интересно, что обе политсилы в своих предвыборных программах обещали введение налога на выведенный капитал. Правда, «Слуги народа» предусмотрительно отметили в программе, что смогут это сделать «когда появятся экономические предпосылки».

Поскольку очевидно, что для внедрения такого налога необходимо сокращать бюджетные расходы, а в условиях коронакризиса это невозможно даже более-менее прогнозировать, то не исключено, что «Слуга народа» своим проектом закона хочет попытаться затянуть время.

Ведь «Европейская солидарность» внесла свой законопроект, хорошо понимая экономическую ситуацию, но, вероятно, таким образом, демонстрируя, что пытается выполнять свои обещания. Хотя вряд ли монобольшинство станет голосовать именно за проект Порошенко, у которого было достаточно времени, чтобы ввести налог на выведенный капитал во время своей каденции.

Напомним, в марте 2018 года министр финансов Александр Данилюк обещал внести этот законопроект вместе с бюджетной декларацией на три года, но так этого и не сделал.

«Минфин работает над разработкой обновленной трехлетней бюджетной декларации. Мы в нее заложим внедрение модели налогообложения на выведенный капитал. Но также поработаем с нашими коллегами из министерств над соответствующим сокращением государственных расходов. Затем мы проведем соответствующие консультации с МВФ, когда это будет согласовано, вынесем этот вопрос на правительство. После этого пакет – бюджетная резолюция плюс закон о выведенном капитале – будет подан в парламент», – рассказал он журналистам.

На уточняющий вопрос, успеет ли правительство провести через парламент законопроект до конца 2018 года, учитывая процедурные моменты, Данилюк ответил утвердительно.

«Мы планируем ввести эту систему со следующего года (с 2019-го – ред.). Это однозначно», – заверил тогдашний министр финансов, после чего добавил, что бюджетная резолюция вместе с законом о выведенном капитале будет принята парламентом в июне 2018 года.

Действительно, правительство подало в Раду проект бюджетной резолюции, в которой было заложено внедрение налога на выведенный капитал. Но в начале июня Данилюка отправили в отставку.

В итоге Порошенко зарегистрировал законопроект о налоге на выведенный капитал аж в июле 2018 года. Он обозначил его как неотложный.

Почему не приняли законопроект?

В сентябре Рада даже внесла законопроект в повестку дня сессии. Через месяц Минэкономики выступило против налога на выведенный капитал из-за уменьшения доходов бюджета, а следовательно, возможности выплачивать внешние долги.

В конце ноября был согласован приезд технической миссии МВФ в Украину для обсуждения «судьбы» законопроекта.

Заместитель министра финансов Сергей Верланов сообщил, что на 2019-2020 годы приходятся пиковые выплаты по международным заимствованиям, которые составляют почти треть госбюджета.

«На языке цифр это 417 млрд гривен. Также у нас есть большое финансирование оборонного сектора, дефицита пенсионного фонда», – отметил он, пояснив, что налог на выведенный капитал приведет к уменьшению доходов госбюджета.

«Доля налога на прибыль в ВВП страны составляет 2,5-2,6%. Если мы введем налог на выведенный капитал, то в первые три года эта доля снизится до 1%», – сказал Верланов.

В мае 2019 года проект закона отозвали. Могут быть разные причины такого решения, однако накануне Международный валютный фонд выступил категорически против закона о налоге на выведенный капитал. Глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден даже направил письмо тогдашнему спикеру Рады Андрею Парубию и председателю Налогового комитета и одному из авторов законопроекта Нине Южаниной, где просил способствовать тому, чтобы этот законопроект не был принят.

В письме речь шла о том, что украинская власть обещала сотрудничать с экспертами МВФ «над разработкой предложений по усилению способности налоговой системы способствовать экономическому росту, в том числе за счет устранения налоговых пробелов, расширения базы налогообложения и сужения возможностей для уклонения от налогообложения».

В октябре прошлого года глава комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев отметил, что МВФ опять не в восторге от перспективы ввести в Украине налог на выведенный капитал.

Гетманцев отметил, что одной из проблем в МВФ считают, что такой налог не решает вопрос упрощения администрирования.

«Вопрос злоупотреблений – это вопрос установки, которая дается налоговому инспектору. Если он приходит на место с задачей взыскать, то он тот перечень операций, не облагаемых налогом, запишет, как облагаемые – и идите затем в суд. Точно такие же и даже более злоупотребления будут и с УНПК», – сказал Гетманцев.

Особенностью налога на выведенный капитал является то, что им предлагается платить государству сбор только с той части прибыли, которую предприятие выплачивает своим владельцам. Те средства, которые инвестируются в производство, от налогообложения освобождаются.

Эксперты до сих пор не пришли к согласию относительно очевидных плюсов и минусов налога на выведенный капитал, ведь сначала неплохо было бы проанализировать динамику убытков (увеличение или уменьшение), а также динамику переплат по налогу на прибыль. И выяснить, возвращают ли плательщикам переплаты или, наоборот, переплаты растут. И только после тестирования и тщательных подсчетов внедрять новый вариант или оставить систему, которая существует сейчас.

Ранее «Слово и дело» разбиралось, какие партийные обещания нардепы могут выполнить или провалить на этой сессии. Среди прочего, на текущей сессии могут рассмотреть проект закона о выведенном капитале.

Также мы разбирались, что политики обещали изменить в налоговом законодательстве.

Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: