В Украине так богаты традиции политических разоблачений, что поднять высокую волну на этом поприще чрезвычайно сложно: попробуй удиви. Тем более это невозможно сделать с помощью четырехчасового интервью, предполагающего какого-то сверхмотивированного зрителя. Прочие же СМИ не пришли на помощь бывшему главе президентского Офиса и не сделали внятной выжимки из его ответов Дмитрию Гордону. Да и попробуй ее сделай, когда в откровениях Андрея Богдана многое строилось на его фирменных полунамеках, а то и откровенном троллинге. На бумаге теряется две трети впечатления.
Но, похоже, Богдан и не обращался к основной массе избирателей, ему нужно было передать пламенный привет своему бывшему другу и работодателю, а также нынешнему ближайшему окружению Владимира Зеленского: «Все помню, все вижу, ничего не забуду». И совсем не случайно для этого он выбрал Гордона, большое интервью которому сыграло немалую роль в старте политической карьеры нынешнего президента. Прозрачно так: где старт, там и финиш.
Если вселенский скандал не получился, то привет вышел весьма впечатляющий. Отсеяв очевидный самопиар, попытки представить себя опытным и бескорыстным государственником, незаслуженно удаленным с властного Олимпа, мы получаем в изложении Андрея Богдана стройную историю о Владимире Зеленском, неплохом, в общем-то, человеке, который самонадеянно отправился во власть, а она в лице недалеких, но хитроумных ближайших соратников, сломала его, обвела вокруг пальца и превращает в откровенное посмешище. Сам президент и не сопротивляется, предпочитая теплую ванну, избегая критики и в упор не замечая проблем. Вокруг, между тем, не скрываясь, воруют – те самые хитроумные, недалекие, «свои», а прочие, «чужие» и «далекие», на этом убогом фоне и вовсе давно расслабились.
Хорошее знание главного действующего лица и царящих вокруг него порядков придает истории прекрасную достоверность. Главное же – достоверность подпитывается простым наблюдением за происходящим в стране и долгим опытом предыдущих наблюдений, вызывающих либо ярость, либо уныние. Зритель подготовлен к этому сюжету всей предыдущей жизнью, его не нужно настойчиво убеждать, знакомые эмоции наготове. Украинцы привыкли к обломам и не разбалованы примерами успехов и побед. Это совсем не значит, что буквально все в рассказе Андрея Богдана правда, он такой наивности от зрителей и не предполагает, но это нарратив высокого пояснительного качества.
Убийственность этой истории в том, что Банковая не может противопоставить ей хоть сколько-нибудь убедительной своей истории, которая бы камня на камне не оставила от всех наветов. Практика регулярных видеообращений, которая создавала некий непрерывный и связный рассказ Владимира Зеленского о собственных приключениях во власти, давно ушла в забвение. Давным-давно никто толком не объясняет, что и почему происходит. Наверное, такие объяснения давались бы несложно, если бы существовало ясное внутреннее представление, но его, очевидно, нет. Когда Богдан заявляет, что в Офисе давно перестали собираться и обсуждать насущные дела, а если и собираются, то выясняется, что говорить в общем-то не о чем, это звучит в высшей степени правдоподобно. Смысл нынешней власти куда-то уплыл и давно не угадывается, а Зеленский будто боится признаться себе в этом. Богдан, мерзавец, вот мордой ткнул.
Как бы дальше дело ни сложилось, многочасовый рассказ очень информированного свидетеля того, как становился шестой президент Украины, его оценки успехов и провалов, это исторический документ, как и сам Андрей Богдан навсегда – историческая фигура. Как бы не оказалось, что еще и довольно крупная по сравнению с прочими.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»