«Убирайтесь немедленно»: как США добивают «Северный поток-2»

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Госсекретарь США Майк Помпео анонсировал дополнительные санкции в отношении российского газопровода «Северный поток-2», а также второй нитки «Турецкого потока». Они коснутся всех физлиц, инвестирующих в эти проекты свыше $1 млн или предоставляющих оборудование и технологии, способные позволить России строить газопроводы для экспорта. Таким образом, США стараются добить оба потока, которые Россия собиралась использовать для транзита газа в обход Украины.

Согласно заявлению Помпео строящиеся газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» попадут под дополнительные санкции, предусмотренные разделом 232 закона CAATSA. Они касаются физлиц, инвестирующих от $1 млн (или от $5 млн за один год) в проекты или предоставляющих технологии либо услуги, способные «внести вклад в способность России строить газопроводы для экспорта».

Как отметил Помпео, нарушителям грозит конфискация имущества, визовые ограничения и отказ в предоставлении банковских и финансовых услуг в США. Перед вступлением в силу законопроект должен быть одобрен обеими палатами Конгресса США и подписан президентом. Поскольку и ранее американские власти довольно единодушно обкладывали «Северный поток-2» санкциями, то новая волна ограничений, очевидно, не заставит себя долго ждать.

По мнению госсекретаря США, «Северный поток-2» является политическим, а не коммерческим проектом. Поэтому действия американской стороны – это четкий сигнал компаниям, участвующим в проектах России «по злонамеренному влиянию», что США «не будут это терпеть». «Убирайтесь немедленно или будут последствия», – пояснил госсекретарь.

Отметим, что и «Северный поток-2», и «Турецкий поток» являются проектами газопроводов по обходу Украины. Они должны лишить нашу страну транзита газа из России, а украинский бюджет – доходов от уплаты за этот транзит. Газопровод «Турецкий поток» должен был состоять из четырех ниток суммарной мощностью 63 млрд куб. м в год. Причем одна из ниток должна была обеспечивать российским газом только Турцию, а три других – гнать «голубое топливо» в Европу. Проектная мощность СП-2 составляла 55 млрд кубов в год. Суммарно оба «потока» с лихвой перекрыли бы украинский транзит, превратив нашу газотранспортную систему в металлолом. Российская сторона заявляла о намерениях полностью отказаться от украинского транзита к началу 2020 года.

На деле же «Газпрому» удалось построить только одну нитку «Турецкого потока», снабжающую газом Турцию, а строительство «Северного потока-2» застопорилось в декабре 2019 года из-за американских санкций, вступивших в силу, когда до завершения прокладывания трубы оставалось всего 160 километров.

Кроме того, «Газпром» не только не прекратил транзит через Украину, но и выплатил нам около $3 млрд по решениям Стокгольмского арбитража, а также заключил новый газовый договор, предусматривающий обязательное бронирование мощностей украинской ГТС на ближайшие 5 лет независимо от того, сколько газа по ним перекачивается. Например, бронь на 2020 год составляет 65 млрд кубометров, хотя реальные объемы транспортировки российского газа через территорию Украины в 2020 году начали сокращаться.

О том, что Россия не сможет достроить «Северный поток-2» в срок, «Слово и дело» предсказывало еще в 2018 году. Причем стремление американской стороны заблокировать этот проект связано не столько с желанием помочь Украине, сколько желанием отвоевать европейский рынок для поставок собственных энергоносителей. А «Газпром» в этом отношении – главный конкурент, которого нужно убрать с дороги.

Несмотря на заявления российской стороны о том, что СП-2 обязательно будет достроен хотя бы даже к концу 2020 года, технических возможностей у «Газпрома» для этого не очень много. В частности, российское судно-трубоукладчик «Академик Черский» не располагает оборудованием, позволяющим монтировать трубы диаметром 48 дюймов, как у «Северного потока-2». При этом «Газпром» не может прибегнуть к помощи иностранных фирм, располагающих такими технологиями, как раз из-за американских санкций. Значит «Академика Черского» нужно дооборудовать. В принципе, это возможно, но новый виток ограничений, анонсированный Майком Помпео, как раз и направлен на то, чтобы максимально усложнить и эту процедуру, окончательно добивая российский проект.

Но даже если «Газпром» когда-нибудь и сможет довести дело до конца, то проект СП-2 станет совершенно нерентабельным. Спрос на газ в Европе постепенно падает, цены ползут вниз. Из-за этого доходы «Газпрома» от экспорта во втором квартале 2020 года упали вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Европе просто не нужно столько российского газа и, если СП-2 когда-нибудь все-таки будет достроен, то он рискует остаться пустым, превратившись в гигантский памятник расточительству и недальновидности.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: