8 миллионов больных, 448 тысяч смертей, глобальный экономический кризис и новые правила социальной жизни в 188 странах. Полгода назад COVID-19 шокировал планету неожиданным масштабом и скоростью распространения. Напуганные внезапной вспышкой неизученной инфекции правительства ответили тотальными карантинами, односторонним закрытием границ и многомиллиардными инвестициями в часто заброшенные (на фоне вооруженных до зубов армии) национальные системы здравоохранения.
Цену, которую государствам пришлось заплатить за обуздание пандемии и снижение показателя смертности, еще только предстоит составить. Фактическая остановка мировой торговли и вынужденный простой целых сфер экономики спровоцировали массовые банкротства компаний, обвал фондовых рынков, высокий уровень безработицы и социального напряжения с начала прошлого века. Беспрецедентные болезненные локдауны были необходимы медикам и ученым, которые получили время на изучение, поиск эффективных методов сдерживания и терапии COVID-19. Полученные знания позволяют составить осторожные прогнозы на будущее, которые, несмотря на все, остаются слишком туманными и неопределенными. Надеемся на лучшее, впрочем, готовиться, судя по всему, стоит к худшему.
Самое ценное знание
Сейчас ученым точно известны, в частности, следующие факты:
SARS-Cov-2 спровоцировал пандемию, поскольку способен поражать человеческие клетки в 4 раза сильнее, чем его ближайший «родственник» – вирус SARS, который привел к вспышке атипичной пневмонии в 2002 году;
наиболее распространенный способ передачи болезни – воздушно-капельный;
в среднем каждый носитель вируса способен инфицировать от 2 до 5 человек;
уровень смертности напрямую коррелируется с демографией, загруженностью системы здравоохранения и ее способностью оказать быструю или хотя бы своевременную помощь;
80% инфицированных выздоравливают самостоятельно (дома) в течение 7-10 дней с помощью классических препаратов от гриппа и не требуют особого вмешательства врачей;
быстрое обнаружение очагов заболевания и изоляция больных – лучший способ снижения темпов пандемии.
Самое ценное и самое загадочное знание, которое за последние 6 месяцев получило человечество о COVID-19 – бессимптомные пациенты. Сколько в мире людей, которые даже не подозревают, что инфицированы и уже заражают других, не знает никто. Исследования в разных странах приводят разные цифры (от 5% до 80% от общего количества больных в зависимости от случая, который анализируется). Способность вируса «вселяться» в здоровых людей, не выдавая себя, усложняет отслеживание цепей его распространения. Эффективно остановить COVID-19 способна только вакцина, которую придется ждать еще как минимум 5-9 месяцев.
Вакцина – больше, чем просто лекарства
Посчитать количество фармакологических компаний, которые сегодня ищут формулу противоядия от 7 штамма коронавируса, пожалуй, невозможно. По информации в СМИ, дальше конкурентов в этом направлении продвинулась европейская компания AstraZeneca (AZ), которая разработала в Оксфордском университете антитела под названием AZD1222. Несмотря на то, что на завершение клинических испытаний препарата (которые не гарантируют подтверждения его эффективности) необходимо еще минимум 3 месяца, Италия, Франция, Германия и Нидерланды уже гарантировали заказ первых 300 миллионов доз препарата с 750 миллионов евро. Начать переговоры с AZ 17 июня поручил профильным министерствам и президент Украины Владимир Зеленский.
Такая спешка объясняется тем, что страны, которые первыми провакцинируют население, получат не только медицинские, но и геополитические выгоды. Спасательные прививки, которые ожидает вся планета, позволят государству-изобретателю заявить о собственном научном преимуществе над другими и главное – быстрее реанимировать экономику. Этот фактор делает биотехнологические компании заложниками политических игр. Яркий пример – история с немецким производителем лекарств CureVac.
По информации СМИ, CureVac имеет высокие шансы одной из первых запустить производство вакцины от COVID-19 на основе запатентованной РНК-технологии. В начале марта Дональд Трамп попытался переманить предприятие на территорию США в обмен на, якобы, миллиард долларов, поскольку хотел гарантировать «эксклюзивное право» американцев первыми получить лекарства. В самой компании эти данные назвали слухами, однако 15 июня стало известно, что долю (примерно 23%) в CureVac за 300 миллионов евро приобрело правительство Германии. В ФРГ, как и остальных странах ЕС, уверяют, что стремятся создать вакцину, которая будет доступна для всех.
Сдержанный пессимизм
Сейчас может показаться, что худшее позади: нефть снова дорожает, ЕС постепенно открывает внутренние и внешние границы, в Борисполь и Жуляны вернулись пассажирские самолеты. Впрочем, Всемирная организация здравоохранения предупреждает: вероятность второй волны COVID-19 в ближайшие месяцы очень высока.
Сейчас болезнь стремительно распространяется в Латинской Америке, Африке, России, Юго-Восточной Азии и некоторых странах Восточной Европы. В том числе и Украина, где суточные рекорды заболеваемости обновляются каждую новою неделю после отмены жестоко карантина, а уровень тестирования на 100 тысяч населения остается минимально допустимым. Остановить пандемию не поможет ни летняя жара, ни влажный климат.
Несмотря на самый высокий уровень развития медицины в истории, главные советы ученых для здоровых людей через полгода остались до смешного простыми: часто мойте руки, носите маски в местах массового скопления людей и не подходите к незнакомцам ближе, чем на полтора метра.
Богдан Машай, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»