На этой неделе количество больных коронавирусом COVID-19 в Украине начало расти более быстрыми темпами. Медики говорят о том, что пик пандемии в нашем регионе еще не достигнут, поэтому усиление карантинных мероприятий – вполне логичный и уместный шаг, инициированный новым правительством.
Несмотря на ряд ограничительных мер и их усиления с 6 апреля, в Украине больных коронавирусом не уменьшается, поэтому у граждан возникают вопросы, насколько эффективно дальнейшее продолжение карантина. Таким же вопросом задается и правительство. Ведь несмотря на пандемию и ее возможные последствия, вопрос запуска экономики и неминуемого кризиса также стоят на повестке дня.
На текущей неделе премьер-министр предупредил, что карантинные мероприятия в апреле ослаблены не будут. И в то же время Кабмин принял решение о расширении перечня предприятий из определенных сфер и отраслей, которые смогут работать даже во время усиленных карантинных мер. Среди них – химчистки, строительные компании, почтовые и курьерские службы. К тому же, стало ощутимо не хватать рабочих рук на стратегических предприятиях. Сказалось предыдущее решение правительства об обязательной самоизоляции для граждан в возрасте от 60 лет и старше. Поэтому для лиц этой возрастной группы, работающих на государственной службе и в рядах ВСУ, в сфере здравоохранения, работников сфер жизнеобеспечения населения и некоторых промышленных предприятий, смягчили карантинные нормы. Теперь они смогут выходить на улицу, покупать продукты и ходить на работу.
Очевидно, не было четкого алгоритма действий и у региональных властей. Некоторые мэры городов и главы ОГА начинали действовать заранее и иногда принимали крайне неподходящие уровню угроз решения. Другие, наоборот, тянули с необходимыми мерами и демонстрировали откровенную безответственность.
Какие карантинные мероприятия и запреты оказались эффективными, а какие – откровенно удивляют своей нелепостью?
Идентификация больных
Локализовать и бороться с пандемией можно несколькими эффективными способами. Многие страны объединяют обе эти тактики. Кроме суровых карантинных мероприятий, также речь идет об усиленной идентификации лиц, которые могут быть потенциально больными, а также о ряде других ограничений.
В частности, богатые страны с небольшим количеством населения пошли путем массовой идентификации болезни, то есть тестировали граждан с подозрением на заражение вирусом. Так, например, Исландия протестовала 29 тыс. человек, что составляет около 9% от всей численности населения страны. Для сравнения: в Украине проверили тесты около 13 тысяч человек, то есть около 320 тестов на миллион населения, – капля в море.
В китайском Ухане, откуда началась эпидемия, кроме суровых карантинных мероприятий и фактической изоляции города, также были введена практика присвоения QR-кодов для лиц, которые могли быть потенциально больными или подлежали изоляции. Таким образом, власть и контролирующие органы могли с помощью особой базы данных проверить ту или иную категорию лиц на соблюдение условий карантинных мероприятий.
Так или иначе в Украине идентификация больных происходит уже постфактум, когда граждане обращаются с очевидными симптомами болезни в больницы. Единственной категорией лиц, которую попытались проконтролировать заранее, стали граждане, которые вернулись из-за границы в период пандемии. При этом украинцы или страдали от непродуманных коммуникаций и действий власти, как в случае с Санжарами, или сами проявляли безответственное отношение к ограничительным мерам, как в случае с пассажирами-беглецами из аэропорта «Борисполь».
Запреты на грани абсурда
В соцсетях пользователи активно обсуждают наиболее абсурдные случаи запретов как на уровне центральной, так и местной власти. Спортсмен, переплывший Днепр, которого задерживали около 30 полицейских, а затем в одних плавках отвезли в районное отделение полиции для установления личности, – для многих пример абсурдности некоторых запретов и действий правоохранителей, чем адекватности соблюдения правил самого режима карантина.
Отдельно следует выделить мэра Днепра Бориса Филатова, который в видеоролике сообщил о 600 выкопанных могилах и закупку специальных пакетов для умерших от коронавируса, мол, так город принимает превентивные меры для борьбы с последствиями болезни. Кроме того, мэр Днепра в грубой форме высказывался о возможности отстрела «незаконных» собак, с которыми горожане выходят на прогулки, нарушая правила карантина.
Во многих горожан вызывает настоящий шок по несоизмеримости их доходов к суммам административных наказаний. Речь идет о сумме от 17 до 34 тысяч гривен. Во многих регионах средняя зарплата измеряется в пределах 7-10 тысяч гривен, поэтому даже для нарушителей режима карантина уплатить штраф будет большим вызовом. Кроме того, на составление одного протокола о нарушении полиция, по свидетельству граждан, попавших в неприятную ситуацию, может потратить до одного часа.
Наконец, отдельно следует отметить отсутствие логики в решении позволить ломбардам работать во время карантина. Также вызывает вопросы предписание о нарушении правил санитарных норм, за которые предусмотрена уголовная ответственность. К слову, в Украине сейчас даже отсутствует профильная служба, которая могла бы следить за соблюдением санитарных норм.
Случаются и вполне курьезные случаи. Например, в Тернополе жена не пустила домой своего мужа из-за опасения заболеть, ведь тот вернулся с заработков из Польши. Очевидно, в данном случае сказывается отсутствие удачной коммуникации власти с гражданами и неосведомленность населения, что вызывает слишком преувеличенные страхи.
Нестандартная Пасха
Но больше всего опасений и вызовов как для региональной власти, так и для центральной является празднование одного из самых больших религиозных праздников в Украине – Пасхи. Традиционно украинцы не только посещают церкви для участия в богослужениях и освящении куличей, но и собираются большой семьей за праздничным столом.
Именно риски большого скопления граждан, что может привести к распространению коронавируса и нового всплеска заболеваемости, беспокоит власть на всех уровнях.
Как совместить традиции празднования с мерами безопасности – в этом контексте звучали наиболее неординарные решения. Так, например, местная власть в Житомире предлагала пригласить священников на хлебозаводы и освятить куличи еще до того, как они попадут в магазины.
С похожей инициативой выступили и в руководстве МВД. Речь идет о том, что в городах священники могут освятить куличи в пекарнях, на заводах, в магазинах, а в селах верующие могут выставить пасхальные корзины за ворота, где их сможет освятить священник, проходя вдоль улицы.
Большинство церквей уже призвали украинцев оставаться дома и участвовать в онлайн-богослужениях. Конечно, для многих украинцев подобные эксперименты несовместимы с их представлениями о вере и обрядах.
Так или иначе, есть несколько основных выводов, которые четко прослеживаются в вопросе введения карантинных мероприятий в Украине.
Во-первых, стандартные запреты без разъяснения и масштабной информационной поддержки не работают. Во-вторых, ни правительство, ни местные власти не смогли донести четкий план действий относительно того, как страна и отдельные регионы будут выходить из карантина и восстанавливаться экономика.
В-третьих, украинцы в целом плохо ознакомлены с карантинными мерами и не желают их соблюдать не по причине отсутствия правового сознания, а банального незнания правил поведения во время эпидемии. Ранее именно на мероприятиях по гражданской безопасности гражданам могли объяснить всю степень серьезности той или иной угрозы. Сейчас в Украине подобной образовательной системы на общегосударственном уровне нет. И какой план действий должен быть не только во время эпидемии, но и, например, во время бомбежки или техногенной катастрофы, большинство украинцев просто не знают.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»