Карантин или бунт: почему у правительства осталось мало времени

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что жесткий карантин из-за пандемии коронавируса в Украине будет продолжен как минимум до начала мая. После этого экономика Украины будет запущена «по определенному плану». Другого выхода у правительства нет. Какой бы ни была ситуация с распространением COVID-19 в Украине, дальнейшее промедление со снятием ограничений грозит стране социальным взрывом.

В среду, 8 апреля, премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что до 24 апреля правительство не отступит от жесткого карантинного режима. А, скорее всего, продлит его до начала мая. «В мае при условии положительной динамики мы запустим экономику Украины по определенному плану», – уточнил Шмыгаль.

Количество людей, заболевших COVID-19, в Украине постепенно увеличивается. По состоянию на 9 апреля вирус подхватили 1892 человека. При этом 57 человек скончались, а 45 выздоровели. По сравнению с другими странами ситуация в Украине не выглядит удручающей. Например, в Испании подтверждено более 150 тысяч фактов COVID-19, а в Италии – около 140 тысяч. А в США количество заболевших уверенно приближается к полумиллионной отметке.

Почему же Украину (если верить официальной статистике) практически не зацепило? Может быть действительно помог жесткий карантин, а, возможно, реальное количество заболевших и, соответственно, умерших куда больше официальных подсчетов. Но в любом случае пик эпидемии мы еще не прошли. По мнению медиков, он наступит 14-15 апреля. Спад заболеваемости прогнозируется только на май-июнь. Получается, что карантин нельзя снимать до начала лета, а правительство слишком рано собирается идти на послабления?

На самом деле другого выхода просто нет. Вместе с эпидемией коронавируса, украинская экономика попала, если не в состояние «идеального шторма», то в опасный водоворот, вырваться из которого – та еще задача. Кризис начался задолго до эпидемии. Еще в конце 2019 года у нас образовался бюджетный дефицит; спад промышленного производства по итогам прошлого года составил 1,8%, а в новом году падение только продолжилось.

Кроме того, из-за теплой зимы урожай 2020 года будет хуже прошлогоднего. Это ударит по экспорту и валютным поступлениям. Ведь именно аграрную продукцию Украина активно продает за рубеж. Впрочем, по «аграрке» бьет не только пандемия, а общее снижение цен на сырье на глобальных рынках, наметившееся до того, как вирус проник в Украину. К слову, в связи с COVID-19 наша страна лишится еще одного постоянного источника поступлений из-за границы. Это деньги «заробитчан», которые вынуждены были массово вернуться домой после того, как предприятия, на которых они работали за рубежом, закрылись на карантин.

И, наконец, в Украине введенные ограничения привели к резкому снижению деловой активности. Больше всего пострадал малый и средний бизнес, работавший в сфере услуг, туризма и транспорта. Эти предприятия просто остановились. Чем дольше продлится карантин, тем меньше фирм и фирмочек уцелеют после его окончания и тем больше людей останутся без работы, а значит, и без средств к существованию.

На самом деле время уже практически истекло. Через неделю исполняется ровно месяц с того момента, как страна ушла на карантин. А, по расчетам экономистов, «подушка безопасности», позволяющая людям сидеть дома и проедать накопленные запасы, составляет приблизительно месяц. После этого у людей, временно оставшихся без работы, просто закончатся деньги. Дальнейший сценарий развития: население потянется в ломбарды, закладывать семейные драгоценности. Затем люди перестанут платить по кредитам, оплачивать коммунальные услуги, далее потянется волна банкротств, голод и нищета приведут к росту уличной преступности, грабежам и убийствам. Страна откатится в 1990 годы, причем случится это в самом обозримом будущем. По большому счету, уже сейчас ясно, что без потерь нам не выбраться. Вопрос лишь в масштабах этих потерь.

По некоторым данным, в Офисе президента прекрасно понимают, что конец апреля – это крайний срок. После этого может начаться социальный бунт – толпы голодных людей повалят на улицы. Однако общей стратегии выхода из кризиса не существует. Власти намерены реагировать «в зависимости от развития ситуации», лишь отвечая на те или иные вызовы. Вот почему Кабмин будет вынужден «отпустить гайки» фактически в самый разгар эпидемии. Карантин – «удовольствие» для богатых стран.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: