В последние годы Евросоюз начал снимать ограничения с чиновников времен президентства Януковича из-за недостаточных доказательств, предоставленных украинским следствием. Напомним, 5 марта 2014 года ЕС применил санкции против Януковича и 16 украинских бывших чиновников. Сейчас большинство из них уже не под санкциями. Некоторые чиновники-беглецы вернулись в Украину, а оставшиеся «в изгнании» активно выступают в СМИ или ведут собственные блоги или страницы в социальных сетях. «Слово и дело» решило выяснить, кого из старой гвардии Януковича убрали из санкционного списка и насколько эти люди публичны.
Хотя президент-беглец не решается вернуться в Украину, поскольку он заочно осужден за государственную измену, тем не менее в июле 2019 года суд Европейского Союза принял решение снять санкции с Виктора Януковича и его сына Александра.
Такое же решение о снятии санкций касалось бывшего министра доходов и сборов Александра Клименко, бывшего вице-премьера Сергея Арбузова, бывшего генпрокурора Виктора Пшонки, его сына экс-нардепа Артема Пшонки и экс-главы Администрации президента Андрея Клюева.
Напомним, что санкционный список предусматривал замораживание средств через уголовное расследование в Украине преступлений, связанных с растратой государственных средств и их незаконный вывод за пределы страны.
Отметим, что суд решил не продлевать санкции, принятые в течение 2016-2018 годов, а санкции 2019-го остались в силе. В марте 2020-го Совет ЕС продлил на год индивидуальные санкции в отношении Януковича и еще девяти человек из его окружения, при этом ограничительные меры в отношении двух лиц не были распространены.
Ранее были сняты ограничения с бывшего министра юстиции Елены Лукаш и нардепа Сергея Клюева, экс-регионала Юрия Иванющенко и Виктора Януковича-младшего в связи с его смертью.
6 марта 2020 года вступило в силу решение Совета ЕС о снятии санкций с бывшего премьер-министра Николая Азарова и экс-министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого.
Андрей Клюев, которого едва не зарегистрировали кандидатом в народные депутаты на внеочередных выборах, еще с 2017 года не разыскивается Интерполом, а санкции СЕ с него сняли в 2019 году.
Андрей Портнов, вернувшийся в Украину после президентских выборов, предложил идею расширения люстрации, что в конечном итоге инициировал президент Зеленский, находился под санкциями только год (с 2014-го до 2015 года), в розыск Интерполом не объявлялся, а уголовное производство, в котором он фигурировал, закрыто.
Сам Портнов ведет активную публичную жизнь, постоянно появляется на определенных украинских телеканалах, даже пытался запустить собственную телепередачу и называл себя журналистом, но недолго. Также Портнов ведет YouTube-канал и не просто присутствует во всех социальных сетях, а очень активно подсказывает власти и правоохранителям, как надо действовать, особенно в отношении уголовного преследования своего политического обидчика Петра Порошенко.
Довольно активен в медийном плане бывший премьер-министр Азаров, который регулярно появляется в эфирах российского телевидения и предоставляет свои комментарии по политической жизни в Украине на своих страницах в Facebook, Twitter и на YouTube-канале.
Также публичными остаются Клименко и Арбузов, которые периодически комментируют политическую ситуацию в Украине в интернет-изданиях и соцсетях.
Министр здравоохранения времен Виктора Януковича Раиса Богатырева не столь публична, но вернулась в Украину 29 августа 2019 года после того, как Ульяна Супрун подала в отставку и в правительстве определялись с новым министром здравоохранения. Богатыреву задержали в аэропорту, когда она прилетела из Минска.
Богатыреву подозревают в хищении госсредств и незаконный их вывод за пределы Украины. Печерский районный суд Киева удовлетворил ходатайство столичной прокуратуры и постановил арестовать Богатыреву на 60 дней с альтернативой залога в 6 млн гривен. После внесения залога Богатыреву отпустили из-под стражи.
Ранее «Слово и дело» разбиралось, кого из чиновников режима Януковича больше не преследуют, а кто все еще продолжает находиться под санкциями или в розыске и по каким уголовным производствам.
Также мы разбирались, как в странах мира привлекали к ответственности президентов и премьер-министров: кого казнили, а кого осудили заочно.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»