Еще до объявления пандемии коронавируса экономисты не исключали начала мирового экономического кризиса, к которому Украина должна была подготовиться заранее. Неожиданные коррективы внес СOVID-19, ведь из-за введения карантина в Украине приостановилась экономическая активность, особенно среднего бизнеса, на фоне роста социальных выплат. Кто будет наполнять госбюджет? Что будет с курсом гривны? Как кризис ударит по промышленности на фоне введения ограничений на европейских рынках? «Слово и Дело» предлагает посмотреть прогнозы экономических экспертов, что будет с экономикой Украины после окончания карантина.
В целом эксперты отмечают, что Украина входит в мировой экономический кризис, который будет усилен пандемией коронавируса, на фоне нескольких положительных моментов. Сейчас золотовалютные резервы Украины составляют около 26 млрд долларов, и они самые большие с 2012 года. В банковском секторе устранены дисбалансы благодаря выведению с рынка проблемных банков. Направления экспорта стали более диверсифицированными, чем несколько лет назад, ряд новых отраслей (IT) и базовых (АПК и торговля) достаточно стабильны, а по некоторым показателям показывают рост.
Прогноз украинского правительства
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что сейчас разрабатывается программа правительства по поддержке экономики после эпидемии коронавируса.
«Мы ведем переговоры со странами и международными финансовыми организациями относительно получения помощи. Мы создаем Стабилизационный фонд. Мы собрали лучших экспертов, ученых, бизнесменов и разрабатываем план поддержки экономики», – сказал он в своем видеообращении.
Таким образом, Министерство финансов разрабатывает изменения в государственный бюджет для направления средств на противодействие коронавируса из других неприоритетных государственных программ.
Шмыгаль поручил новому министру экономики Игорю Петрашко разработать несколько сценариев возможных экономических последствий для страны в условиях распространения коронавируса.
Петрашко считает, что основные последствия воздействия коронавируса на экономику будут заметны через 3-6 месяцев.
«На самом деле мы будем видеть основные результаты не сейчас, а где-то через 3-6 месяцев. Это первый раз, когда мировой кризис вызван не финансовыми факторами, а будет промышленная и сервисная. То есть мы ожидаем, что Евросоюз, США и Украина пострадают в первую очередь в сфере производства», – сказал он.
Министр экономики назвал два приоритетных направления в экономике – поддержка и сбалансирование украинского производителя в ситуации, когда соседние рынки будут вводить протекционистские меры, а также «создание фундаментальных условий для того, чтобы украинский бизнес в Украине чувствовал себя хорошо».
Что будет с промышленностью и крупным производством
Пандемия коронавируса замедлит рост экономики Украины почти вдвое. Такой прогноз опубликовал Венский институт международных экономических исследований (wiiw).
К началу пандемии COVID-19 рост ВВП Украины в этом году ожидался на уровне 3,6%, но коронавирус все изменил.
«Наши первоначальные прогнозы давно стали макулатурой. Я боюсь, что предыдущий так называемый пессимистический сценарий теперь скорее является оптимистичным», – заявил исполнительный директор wiiw Марио Гольцнер, добавив, что исходя из новых реалий наиболее реалистичным можно считать, что ВВП Украины вырастет 2020 году на 1,9 процента.
В комментарии «Слово и Дело» экономический эксперт Андрей Блинов подчеркнул, что на сегодняшний день все страны страдают, Украина не уникальна. Однако основные эффекты экономического кризиса впереди: сокращение доходов бюджета и безработица.
«Паниковать не стоит. Это нормальные процессы любой кризисной ситуации. Тем более, в последние годы в Европе, США и в Украине были рекордные темпы занятости, то есть минимальный уровень безработицы. Сейчас мы будем двигаться по классическому кризису, осложненному коронавирусом», – считает Андрей Блинов.
По его мнению, сейчас говорить о пандемической ситуации в Украине не стоит. «Заводы работают. Ситуация на металлургических рынках лучше, чем в ноябре прошлого года, когда произошел существенный спад спроса. Что будет дальше, прогнозировать сложно», – пояснил Блинов.
Кроме того, экономист отметил, что для Украины главная группа товаров для экспорта – аграрная продукция. В этой области ситуация складывается для нас неплохо. «Если говорить об аграрной продукции, резкого проседания не будет. Риск только в том, что некоторые страны запретят ввозить продукцию с целью нераспространения инфекции», – отметил Андрей Блинов.
Эксперт не исключил, что замедлится строительство, сократятся автодорожные ремонты. В течение ближайшего года такие процессы будут происходить во всем мире. Страны будут затягивать пояса – экономить на длительных программах развития.
Средний и малый бизнес
В Украине у предприятий в среднем меньшая «подушка безопасности» в финансовом плане, особенно трудно будет малым предприятиям. Без поддерживающего кредитования некоторым производителям трудно будет продержаться и два месяца.
Уже сейчас понятно, что больше всего от карантина в Украине страдают бизнес из сферы услуг – гостиницы, спорт-клубы, массажные и спа-салоны и прочее.
Сложнее всего будет «городским» бизнесам, которые предоставляли услуги по аренде платьев на церемонии, проводили ивенты, офлайн-обучение, а также развлекательным центрам и креативным пространствам, считает владелица Made in Ukraine Юлия Савостина.
Выигрывают сервисы доставки, онлайн-платформы любого направления, продавцы контента (фильмов, книг, курсов), поставщики и продавцы товаров первой необходимости и средств гигиены, бэби-ситтеры и индивидуальные коучеры-преподаватели всех направлений, дистрибьюторы люксовой косметики, производители товаров и одежды для дома и сада, продавцы материалов для ручных хобби (вязание, шитье, рисование и т.д.).
По мнению Савостиной, для некоторых украинских производителей будет небольшой период, когда их дела раньше других пойдут на подъем, начнется рост. «Это будет время, когда карантин снимут, границы откроют, но ездить в Польшу будет еще страшно, а растаможивание товаров и комплектующих все еще будут затягиваться. В этот момент те, кто будет предоставлять адекватные товар-цену-сервис, резко пойдут в рост и смогут закрепиться на рынке как стабильная компания», – считает она.
Эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко сказал «Слово и Дело», что затяжные карантинные мероприятия медленно убивают большинство небольших бизнесов в стране.
«Снижение экономической активности – это снижение доходов населения. Людей фактически лишают средств к существованию. Есть те, кто выплачивает заработную плату, конечно, но есть и сокращение выплат, иногда их отсутствие вовсе. Суть в том, что чем дольше будут продолжаться карантинные мероприятия, тем меньше ресурсов будет у работодателей удерживать сотрудников. Обязательно будут сокращения, уменьшение зарплаты, безработица», – считает Петренко.
Также эксперт подчеркнул, что в ситуации с коронавирусом и карантинными мероприятиями развитые экономики все равно могут поддерживать сами себя, страны вкладывают государственные деньги для того, чтобы не допустить критической ситуации. Однако у Украины таких средств нет.
Важно, что для осуществления обещанных президентом и правительством социальных программ по поддержке украинцев во время эпидемии – выплаты по 1 тыс. грн пенсионерам, имеющим пенсию меньше 5 тыс. грн, выплаты компенсаций тем, кого уволят во время карантина, выделение надбавок к субсидиям и др., – необходимо наполнять бюджет. При этом поступления ЕСВ от ФЛП приостановятся, в случае банкротства многих предприятий сократятся другие налоговые поступления, а расходы на выплаты для безработных увеличатся. Кто и каким образом будет наполнять госбюджет?
Что будет с курсом гривны
Нацбанк потратил на валютные интервенции (продажа валюты на рынке для уменьшения колебаний курса) около миллиарда долларов и готов делать это в дальнейшем, отмечают в НБУ. Однако официальный курс доллара от НБУ превысил 27,79 гривны.
Глава НБУ Яков Смолий считает такие колебания курса «психологическими»: «Перепады курса имеют сугубо психологическую природу, в том числе из-за коронавируса. Мы должны стимулировать украинскую экономику, поэтому планируем снизить учетную ставку до 7%».
Сейчас эксперты не берутся делать долгосрочные прогнозы. Во многом курс гривны зависит от того, как долго продлится эпидемия.
«Если ситуация утихнет за два-три месяца, то многие процессы нормализуются. В условиях нестабильной ситуации в течение 6 месяцев или года прогнозные показатели нужно будет менять», – считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Экономист скептически оценил вероятность того, что курс может взлететь до 30 гривен за доллар. По его мнению, если власть периодически и быстро будет исправлять свои ошибочные решения, будет и стабилизационный эффект.
Сотрудничество с МВФ
Поскольку Украина не имеет таких финансовых возможностей, как экономически развитые европейские страны, то, чтобы преодолеть последствия длительного карантина, ей придется одалживать деньги. Большинство экономистов склоняется к мнению, что кредит МВФ – это предпосылка для получения дешевых кредитов от ряда других международных институтов. Кроме того, на Фонд ориентируются и частные инвесторы. Без кредита МВФ будет крайне трудно или невозможно обслуживать государственный долг.
По словам экономиста Сергея Фурсы, ближайшая дата по выплате рыночным кредиторам – сентябрь. «Цена вопроса – 1,4 млрд долларов погашения и около 500 млн долларов купона. При том, что даже в 2015 году на фоне несравненно больших проблем Украина платила купон. Так что, реально речь идет только об одной выплате. Это почти та сумма, которую Нацбанк вынужден продавать еженедельно пока у нас нет договоренности с МВФ», – отметил эксперт.
По мнению Фурсы, если парламент на внеочередной сессии проголосует необходимые для программы МВФ законы, среди которых самым болезненным является так называемый «антиколомойский закон», который должен запретить возвращение ПриватБанка его бывшему владельцу, то МВФ предоставит Украине не только предусмотренные программой 5 млрд долларов.
«Программа может быть 10 млрд долларов и более. Плюс поддержка других кредиторов. Плюс специальная программа МВФ по борьбе с коронавирусом. Это для Украины будет еще где-то 1,4 млрд долларов. Это все позволит и нарастить дефицит бюджета и обслуживать свои долги. И при определенных ограничениях в бюджете, без драконовских методов по убийству экономики, мы проходим достаточно безболезненно этот год», – полагает Фурса.
Команда берлинского German Economic Team уже много лет консультирует украинское правительство в вопросах экономических реформ и обеспечения макроэкономической стабильности. Эксперт группы Давид Шага считает, что Украина сильно зависит от международных торговых связей и движения капитала.
По его мнению, можно надеяться, что МВФ будет открыт для предоставления больших объемов кредитования. «Однако в вопросе закона о национализированных банках на уступки рассчитывать не стоит. Коломойский не скрывает своих намерений отменить национализацию ПриватБанка. Без упомянутого закона не будет кредита МВФ», – убежден Дэвид Шага.
Поток денег от заробитчан уменьшится
Уже много лет украинские заробитчане переводят или привозят наличными в Украину плюс-минус 12 млрд долларов в год. Это в несколько раз больше, чем годовой приток прямых иностранных инвестиций. Кроме того, ежегодные поступления от заробитчан являются большим капиталовложением, чем транши МВФ, которые Украина получала в течение года.
Деньги заробитчан не вливаются прямыми инвестициями в экономику Украины, но позволяют выживать большому количеству украинцев, влияют на развитие торговли, строительной отрасли и рынка недвижимости.
Вероятно, пока будет длиться эпидемия и, возможно, какое-то время после ее завершения, приток денег заробитчан уменьшится. Из-за пандемии многие украинцы теряют работу и возвращаются домой или не могут поехать на заработки, поскольку большинство стран закрыли границы.
Просчитать уменьшение заработков украинцев за рубежом невозможно, поскольку никто не знает, сколько продлится пандемия коронавируса и когда европейцы будут готовы открыть свои границы.
Ранее «Слово и Дело» исследовало, какими были последствия мировых финансово-экономических кризисов.
Также мы разбирались, сколько иностранных инвестиций и из каких стран поступили в Украину за последние четыре года.
Ирина Рыбинская, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»