Общая ответственность: как изменятся правила дорожного движения для пешеходов

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Дороги в Украине – одни из самых опасных в мире из-за аварии с высоким уровнем смертности. Чаще всего основные причины – несоблюдение элементарных правил дорожного движения всеми его участниками. Прошлый год не стал исключением – произошло более 160 тысяч ДТП, в результате которых погибли 3454 человека и 32 тысячи 736 человек были травмированы.

По данным ВОЗ в 2019 году, ситуация со смертностью вследствие аварий набирает обороты, в среднем ежедневно на дорогах мира погибают около 3500 человек. Чаще всего в ДТП гибнут молодые люди в возрасте до 29 лет, а больше всего аварий происходят в странах, где есть проблемы с безопасностью движения. Как правило, это не только бедные государства: аварии распространены в городах с большим количеством населения и транспортных средств, в городах-миллионниках, которые динамично развиваются и где развитие инфраструктуры не успевает за изменениями.

Еще в прошлом году в Украине все чаще стали говорить не только об ответственности водителей на дорогах, но и об ответственности пешеходов. На самом деле проблема с соблюдением ПДД в нашем государстве намного шире и касается не только увеличения штрафов для различных категорий участников дорожного движения. Речь идет также об обучении, информировании, различных мероприятиях по предупреждению ДТП, создании соответствующей инфраструктуры в городах и вне их.

С другой стороны, нужно с чего-то начинать. И недавно предложенные изменения в законодательство являются первыми положительными шагами на пути к улучшению безопасности движения.

Первый уровень – признание проблемы

Почему важно уменьшить смертность на дорогах? Речь идет не только о моральном и гуманитарном аспектах, но и о материальном факторе. Пока сложно посчитать уровень экономического ущерба от инвалидизации людей в результате ДТП, различных повреждений инфраструктуры дорог, тем более – гибели граждан, которые, как правило, находятся в экономически активном молодом возрасте. Экономисты отмечают, что речь идет о десятках миллиардов гривен ежегодно. Не говоря уже о других аспектах – психологические травмы, гибель кормильца в семье, сиротство.

Штрафы и тюремный срок для пьяных за рулем: что делать с нарушителямиЗа управление авто в нетрезвом состоянии с 1 января в Украине должна вводиться уголовная ответственность. Однако новые правила отложили.

Основу для усиления уровня ответственности для пешеходов в конце 2019 года заложил Верховный суд Украины. Если коротко – судьи признали объективную вину и установили ответственность для пешехода, из-за действий которого произошло ДТП. Теперь все суды должны учитывать данный случай при вынесении своих решений.

В парламенте и в правительстве также решили напомнить, что пешеходы сами являются полноправными участниками дорожного движения, как и водители авто, велосипедисты. Поэтому согласно Правилам дорожного движения они имеют не только права, но и обязанности.

В конце прошлого года был зарегистрирован законопроект №2697 об усилении ответственности пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Документ предлагает поднять штрафы для пешеходов, нарушающих правила дорожного движения, до 255 гривен (сейчас эта сумма составляет 51 гривну).

В то же время, если будет установлено, что пешеход при нарушении ПДД был пьян, штраф составит 510 гривен (сейчас 120 гривен). Кроме того, если действия пешехода привели к созданию опасной аварийной ситуации, его могут наказать не только штрафом, но и общественными работами от 12 до 40 часов.

Правда, повышение штрафов еще не означает повышение уровня ответственности для пешеходов. Эксперты в сфере дорожного движения приводят обоснованные аргументы в пользу того, что по вине пешеходов случается всего 3% смертельных ДТП, тогда как базовой причиной смертности на дорогах остается превышение скорости и нарушение других правил дорожного движения водителями авто.

Cистемный подход

Тем не менее, в вопросе безопасности движения, которое касается и обязанностей пешеходов, следует внедрять системный подход. В прошлом созыве Верховной рады так и не был рассмотрен законопроект «О дорожном движении и его безопасности», который предусматривал внедрение этих самых системных нововведений и для усиления ответственности пешеходов.

Новые штрафы: нельзя перевозить детей без автокреселЗакон о штрафах за перевозку детей без автокресел вступил в силу. 510 гривен за первое нарушение, 850 грн – за последующие в течение года. Без кресла могут ехать лишь дети в возрасте от 12 лет.

Планировалось, что пешеходов обяжут более жестко соблюдать правила перехода дорог, смогут штрафовать за невнимательность при пересечении «зебры». Например, вносилось предложение для того, чтобы штрафовать пешеходов за пересечение дороги в неустановленном месте, переходе в наушниках или во время разговора по телефону. Авторы законопроекта справедливо замечали, что эти факторы существенно влияют на внимательность человека, а значит и на других участников движения.

Несколько существенных нововведений готовятся и в законопроекте №3023, который предусматривает ответственность для пользователей персональных электромоторных транспортных средств: электроскутеров, гиробордов, моноциклов и cигвеев, электросамокатов. То есть за нарушение ПДД владельцев подобных устройств будет ожидать ответственность. Конечно, стоит также заметить отсутствие соответствующей инфраструктуры, при помощи которой можно было бы безопасно использовать такие средства для передвижения. Однако владельцев электроскутеров, например, обяжут оборудовать свой транспорт звуковым сигналом и светоотражателями фар, а также выделять себя с помощью светоотражающих элементов, которые закрепляются на внешней одежде или другим способом.

Среди прочего, народные депутаты планируют ввести правило об использовании пешеходами светоотражающих элементов в определенное время года или при определенных погодных условиях. Подобная инициатива уже ожидает принятия Верховной радой.

Еще одна интересная новация в законодательстве – можно взыскать причиненный в ДТП материальный ущерб не только из живого потерпевшего пешехода, но и с погибшего. То есть, истец получит возможность обращаться с соответствующим иском к наследникам погибшего пешехода. Правда, размер возмещения не может превышать размера полученного ими наследства. Конечно, такие вещи далеки от моральной стороны дела, ведь как можно взимать возмещения материального ущерба с умершего человека. Однако юристы считают, что такой жесткий метод может стать полезным для того, чтобы граждане более ответственно относились к выполнению ПДД, ведь заплатить можешь не только ты, но и твои дети или родственники.

Безопасная инфраструктура

Безусловно, новые правила могут вызвать недовольство и дискуссию в самом обществе. Однако на этот раз украинцам предлагается не просто повысить штрафы, чтобы заставить соблюдать правопорядок. Речь идет еще и о повышении ответственности для всех участников дорожного движения, о чем раньше принято было не вспоминать.

Кино на дорогах: что даст возобновление видеофиксации нарушений ПДДВодители с недоверием восприняли новость о возвращении стационарных постов полиции с приборами видеофиксации нарушений. Действительно ли они помогут уменьшить количество ДТП, разбирался Александр Радчук.

Не стоит ожидать, что даже сам процесс поиска правонарушителей на дорогах и эффективная профилактическая работа полиции быстро решит вопрос по соблюдению ПДД. Механизм привлечения пешехода к ответственности достаточно тяжелый, кроме протокола, нужно еще и оперативно установить личность нарушителя. Для того, чтобы выполнить эти процедуры, необходимо существенное увеличение персонала в рядах Нацполиции.

Но одними только наказаниями систему не изменить. И водители, и пешеходы, и велосипедисты, и владельцы новых электроскутеров попали в общую ловушку: слишком непродуманными и устаревшими являются транспортные коммуникации в современных украинских городах. Поэтому важно не только наказывать, но и создавать возможности для того, чтобы было бы целесообразно не нарушать ПДД.

Поэтому решение вопроса по уменьшению аварийности также лежит в плоскости внесения изменений в транспортную логистику городов, создание предпосылок для облегчения управления транспортными средствами для водителей, создание инфраструктуры для остальных участников дорожного движения.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...