Президент Украины Владимир Зеленский поручил руководству Минобороны до конца 2019 года создать военную полицию (ВП). «Министр обороны Андрей Загороднюк до 31 декабря должен ввести новую объединенную систему руководства и управления силами обороны, соответствующую стандартам НАТО. Кроме того, в структуре Минобороны должен быть создан современный эффективный правоохранительный орган – Военная полиция», – сообщает пресс-служба Офиса президента. В комментарии «Слово и Дело» глава Совета Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций» Сергей Грабский пояснил, что такая полиция призвана усовершенствовать организацию обеспечения правопорядка и законности в Минобороны и ВСУ, правоохранительных органах специального назначения и других военных формированиях. Также речь идет об обеспечении возможности эффективно и оперативно вести расследование наиболее распространенных воинских преступлений.
Военный эксперт обратил внимание, что военная полиция есть в большинстве европейских стран, в США и в Канаде, а также РФ.
Грабский подчеркнул, что военную полицию не стоит сравнивать с Нацгвардией, поскольку это абсолютно разные структуры даже в подчинении. Нацгвардия – это подразделение МВД, а Военная полиция подчиняется Минобороны или ВСУ.
Однако фактически в Украине уже существует Военная полиция, заметил он.
Сергей Грабский напомнил, что еще с 2002 года в Вооруженных силах Украины (ВСУ) действует Военная служба правопорядка (ВСП), которая следит за порядком в армии, соблюдением военнослужащими устава Вооруженных сил.
«Ранее предполагалось, что структура Военной полиции будет заниматься коррупционными деяниями. Однако ситуация, когда разбирать коррупцию в Минобороны нужно органу, который починен министру обороны, выглядит странно. В этом есть риск и большие сомнения, что данный орган будет достаточно эффективен», – прокомментировал Сергей Грабский.
В целом эксперт обозначил, что задания Военной полиции следить за правопорядком и соблюдением законов в системе министерства обороны.
В задания также входит проверка документации, соблюдение порядка на территории воинских гарнизонов, оказание помощи при осуществлении различных операций, контроль в зоне боевых действий, где обычная полиция может быть задействована в очень ограниченных масштабах, рассказал военный.
По его словам, гораздо лучше, если Военная полиция будет иметь стандартные функции, то есть останется одним из органов обеспечения Вооруженных сил Украины. Не стоит добавлять антикоррупционные функции, поскольку это будет малоэффективно, уточнил Грабский.
Эксперт также заметил, что законодательные инициативы по созданию Военной полиции никоим образом не противоречат Конституции.
«Ни у кого ведь не вызывало вопросов создание, например, высокомобильных десантных войск. Точно также абсолютно конституционным является создание такого органа, как Военная полиция в сфере деятельности Минобороны», – резюмировал глава Совета ВО «Союз участников миротворческих операций» Сергей Грабский.
Более подробно о том, чем Военная полиция будет отличаться от Нацгвардии и Военной службы правопорядка – на инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»