К концу 2019 года в Украине должна появиться Военная полиция. Такое поручение президент Владимир Зеленский дал Министерству обороны. Законопроект о функционировании Военной полиции ожидает рассмотрения Верховной рады еще с 2015 года. «Слово и Дело» разбиралось, для чего нужна Военная полиция и какие у нее будут полномочия.
В Офисе президента сообщили, что министр обороны Андрей Загороднюк к 31 декабря 2019 года должен внедрить новую объединенную систему руководства и управления силами обороны, которая будет соответствовать стандартам НАТО. «Кроме того, в структуре Минобороны должен быть создан современный эффективный правоохранительный орган – Военная полиция», – говорится в сообщении.
Сейчас в Украине действует специальное правоохранительное формирование в составе ВСУ – Военная служба правопорядка (ВСП), которая с 2002 года следит за порядком в армии, соблюдением военнослужащими Устава Вооруженных сил, предотвращает преступления среди военнослужащих, в том числе и хищения армейского имущества, а также осуществляет противодействие диверсиям и терактам на военных объектах.
Предельная численность военнослужащих и работников Военной службы правопорядка Законом определяется не более 1,5 процента общей численности ВСУ.
Отметим, что последние пять лет говорится о необходимости реформировать ВСП и в Верховную раду даже внесли соответствующий законопроект (№ 1805) в 2015 году. Правда, этот документ вызвал много критики и так и не был рассмотрен.
Проектом закона предлагается, что Военная полиция будет иметь практически те же функции, что и Военная служба правопорядка, а также ту же численность, однако к ее функциям может добавиться проведения досудебного расследования преступлений и правонарушений, связанных с прохождением военной службы, совершенных военнослужащими и работниками Минобороны и ВСУ, а также проведение оперативно-розыскной деятельности.
И именно эти нормы вызывают наибольшую дискуссию. Если Военная полиция будет расследовать преступления военнослужащих, в том числе и коррупционные, то не переберет ли она на себя функции антикоррупционных органов? К тому же не ясно, смогут ли военные-подозреваемые рассчитывать на защиту, и будут ли их представлять гражданские адвокаты или специализированная служба? Учитывая тот факт, что сейчас в Украине нет военных судов, то каким образом суды общей юрисдикции будут рассматривать военные преступления, особенно если речь о военной тайне?
Пока в указанном законопроекте нет ответов на все эти вопросы. Что касается состава Военной полиции, то в нее будут входить главное управление, центральные и территориальные управления, а также зональные отделы, воинские части Военной полиции (специальные отделы Военного полиции, дисциплинарный батальон, Центр специального назначения) и Учебный центр.
Если Военная полиция получит следственные функции, то в ее состав должны включаться следственные и оперативно-розыскные подразделения, а также – по предупреждению, выявлению преступлений и других правонарушений. Также формирования будут иметь структурные подразделения охраны, патрульно-постовой службы и розыска, военной инспекции безопасности дорожного движения, специального назначения, служебных расследований, режимной службы, подразделения Военной полиции в отдельных гарнизонах, подразделения, обеспечивающие выполнение задач по назначению и повседневную деятельность Военной полиции.
Военная полиция не является каким-то украинским ноу-хау. Во многих странах мира уже давно функционируют подобные структуры. Военная полиция США насчитывает более 30 тысяч человек и имеет достаточно широкие полномочия: поддержание дисциплины среди военнослужащих, проведение расследования военных преступлений, участие в проведении антитеррористических мероприятий.
В Германии около 4500 военных полицейских, охраняющих военные объекты, органы управления, обеспечивающих безопасность транспортных перевозок, поддерживающих дисциплину в военных формированиях. Чуть больше военных полицейских в Великобритании. Они обеспечивают безопасность военнослужащих, охрану вооружения, военной техники и имущества на военных объектах. Подобные формирования есть в других странах, например, Японии, Китае, Иране, Турции, Индии, Пакистане, Израиле, Италии, Франции, Нидерландах и Российской Федерации.
Ранее мы писали, какие поручения министрам дал президент Владимир Зеленский.
Также мы сообщали, что министр обороны назвал главные шаги в реформировании ведомства.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»