Дела банкиров: кого и в чем подозревают правоохранители

Читати українською

Громкие задержания банкиров некоторые называют усилением давления власти, другие считают началом долгожданных «посадок». «Слово и Дело» посмотрело, каких банкиров и по каким делам пытаются привлечь к ответственности правоохранители.

Глава «Укрэксимбанка» Гриценко

Печерский суд избрал меру пресечения в виде залога (2,9 млн грн) без ареста для главы правления «Укрэксимбанка» Александра Гриценко. Генпрокуратура расследует уголовное производство по содействию легализации доходов, полученных незаконным путем высокопоставленным чиновникам при Януковиче. Гриценко, в частности, инкриминируют создание преступной организации и присвоение имущества вследствие злоупотребления служебным положением.

Адвокаты подозреваемого заявили, что задержание было незаконным, произошло на глазах у его ребенка, а силовики были без опознавательных знаков. Защитники Гриценко утверждают, что дело открыто еще в 2013 году, но раньше их подзащитному об этом расследовании не сообщали и не вызывали для проведения следственных действий.

Следователи Генпрокуратуры обвиняют Гриценко в том, что он якобы помог чиновникам времен Януковича легализовать незаконно полученные доходы. Гриценко вменяют то, что он помог вывести из-под ареста имущество, которое было залогом по выданному «Укрэксимом» кредиту бизнесмену-беглецу Сергею Курченко для покупки «Украинского медиа-холдинга» (UMH).

Медиа-холдинг Курченко купил у бывшего главы администрации президента Бориса Ложкина еще до Революции достоинства.

Глава «Райффайзен банк Аваль» Писарук

Высший антикоррупционный суд определил для бывшего первого заместителя Нацбанка Александра Писарука меру пресечения в виде залога в 5 млн гривен. 11 ноября НАБУ заявило о задержании 7 человек, в том числе и бывшего заместителя главы Нацбанка Валерии Гонтаревой Александра Писарука, по подозрению в завладении 1,2 млрд грн стабилизационного кредита, предоставленного Национальным банком в 2014 году ПАО «ВиЭйБи Банк».

Речь идет о бывших и действующих чиновниках Нацбанка и обанкротившегося «ВиЭйБи Банка», принадлежавшего аграрному бизнесмену Олегу Бахматюку.

Напомним, что в октябре 2014 года Нацбанк выделил «ВиЭйБи Банку» стабилизационный кредит на сумму 1,2 млрд грн. По версии следствия, при этом «ВиЭйБи Банк» не подал программу финансового оздоровления банка, а стоимость недвижимости, передаваемой в залог, была завышена почти в 25 раз. Через 40 дней после предоставления стабилизационного кредита предприятие обанкротилось.

Экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева, которая сейчас находится в Лондоне, заявила, что задержание Писарука является усилением террора со стороны власти.

В рамках этого дела ВАКС удовлетворил ходатайство САП об аресте на 60 суток экс-директора департамента банковского надзора Нацбанка Аллы Шульги. Суд также дал возможность внести залог в 15 млн грн.

Перед этим суд в течение пяти часов рассматривал вопрос о мере пресечения еще одному подозреваемому бывшему сотруднику Нацбанка – Николаю Каленскому, который в 2014 году занимал должность и.о. начальника управления НБУ в Киеве и области, а сейчас входит в состав Совета Нацбанка. ВАКС отправил чиновника под круглосуточный домашний арест.

Экс-глава Нацбанка Гонтарева

В марте 2019 года Генпрокуратура сообщила о завершении расследования «дела Сергея Курченко». В целом подозрения выдвинуты 98 лицам, в том числе 12 высшим должностным лицам центральных органов исполнительной власти, а также Нацбанка и шести руководителям областных госадминистраций.

Гонтареву вызывали в Генпрокуратуру для вручения подозрения, но экс-чиновница оставалась в Лондоне. В итоге, 28 марта Генпрокуратура направила подозрение Гонтаревой в письменном виде.

Гонтаревой вместе с одним из руководителей инвесткомпании ICU Константином Стеценко инкриминируется «содействие преступной организации и содействие в незаконном завладении чужим имуществом» – денежными средствами ОАО «Аграрный фонд» на общую сумму 2,069 млрд гривен путем заключения АО «Брокбизнесбанк» липовых договоров купли-продажи облигаций внутреннего государственного займа с «Аграрным фондом» по договорам прямого РЕПО с Нацбанком.

Ранее «Слово и Дело» разбиралось в подробностях дела «ВиЭйБи банка», которые в своей колонке изложил журналист Олег Новиков.

Также мы писали, кого из чиновников режима Януковича больше не преследуют, а кто до сих пор находится под санкциями, в розыске фигурирует в уголовных процессах.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: