В Верховной раде зарегистрирован законопроект №2278, согласно которому «чернобыльцев» предлагают освободить от растаможки автомобилей. Судя по тексту, авторы документа предлагают освободить от пошлины, акциза, НДС граждан, которые отнесены к I и ІІ категориям пострадавших вследствие трагедии. Льготникам предлагают разрешить ввозить без таможенных сборов легковушки, грузовики, автобусы и мотоциклы. При этом так растаможить можно как новые, так и подержанные авто.
Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский критически оценил данную законодательную инициативу.
На его взгляд, если власть считает, что нужно финансово поддерживать тех, кто, скажем, участвовал в АТО, то уместнее давать им справедливую денежную компенсацию, а не предоставить бесплатно землю. Это касается и остальных аспектов, добавил Яблоновский.
По его мнению, Украине не стоит идти путем предоставления всевозможных льгот. «Во-первых, это требует дополнительных денег на их администрирование. Тогда нужно, например, посадить чиновника, который будет проверять, кому можно давать льготу, а кому нет. Это дополнительные затраты государства. Во-вторых, когда чиновник начнет решать, кому же давать льготы, а кому нет, он сразу начнет искать возможность получить за это неправомерную выгоду в виде взятки. В итоге мы приходим к тому, что создаются коррупционные схемы, а дополнительные затраты происходят на ровном месте», – прокомментировал Яблоновский.
Экономист уточнил, что власть может решить вопрос другим путем, если хочет помочь. В частности, та же категория «чернобыльцев» или любая другая может получать в год определенную сумму денег, что не будет нести коррупционных рисков, отметил он.
Политический аналитик Валентин Красноперов предположил, что предоставление такой льготы может подтолкнуть к еще одной схеме.
Он уточнил, что тот, кто воспользуется льготой, сможет привезти хорошее авто, которое в Европе стоит $10 тысяч, а потом продать в Украине за $20 тысяч, получить какой-то заработок для себя. Отчасти это борьба с официальным государством, учитывая офшоры олигархов, отметил эксперт.
«Если серьезно, то любые исключения из правил – это дыры и создание коррупциогенной теневой формы функционирования экономики в отдельной сфере. Налоги и акцизы должны быть уменьшены для всех. Граждане должны быть мобильными, иметь возможность ездить на авто, покупать бензин и услуги на дорогах в виде кафе/ресторанов. При этом бюджетоцентристы тоже выигрывают. Они получают с оборота, а не от того, что человек заплатил в три раза больше, чем стоит автомобиль», – прокомментировал Красноперов.
Он добавил, что в Украине есть районы, от которых до центра 50-60 километров, и для таких граждан иметь автомобиль – просто необходимость.
Нормальный автомобиль в Европе стоит около 2 тысяч долларов, а в Украине минимум 8 тысяч долларов, при том, что Украина – самая бедная страна Европы, обратил внимание аналитик.
«Власти нужно идти путем всеобщего уменьшения налогового давления. За более чем 20 лет независимости мы к этому так и не дошли», – резюмировал Валентин Красноперов.
Добавим, президент Владимир Зеленский 17 июля обещал в течение месяца решить вопрос отсрочки штрафов для владельцев нерастаможенных автомобилей. Но выполнить обещание в срок не смог.
Больше о том, какие штрафы предусмотрены, на инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»