Зеленый свет для новой Рады: три основных сигнала для общества

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Верховная Рада 9-го созыва взяла очень высокий темп работы. В первый день, не считая торжественную часть, народные депутаты работали с часу дня и до двух ночи уже следующих суток. Был принят ряд важных решений, в том числе уволено предыдущее правительство и назначено новое, уволен предыдущий и назначен новый Генеральный прокурор, в первом чтении был принят законопроект об отмене депутатской неприкосновенности.

В общем парламент в первый день проголосовал около 70 документов. Стоит отметить, что большинство из голосований были направлены на сокращение сроков рассмотрения проектов законов. То есть в них еще будут вносить изменения и голосовать в различных чтениях и в целом.

Правда, были и существенные изменения в работе законодательного органа. Их было заметно невооруженным глазом. Во-первых, несовершенно организована работа по аккредитации СМИ — пресса испытывала различные притеснения в этот день. Связано ли это с «багами» первого дня в организации процесса аккредитации или это явление станет системным, — станет ясно в ближайшем будущем.

Во-вторых, в Верховной Раде почти целый день находился Президент Украины. Этот фактор можно считать как позитивом, так и негативом. Ведь кроме процедурных аспектов, есть еще и чисто политическая плоскость, которую также нельзя упускать из фокуса. В частности, Владимир Зеленский принимал активное участие не только в торжествах, но и активно комментировал каждое голосование и решение парламента, иногда просто выкрикивая реплики в зал.

В-третьих, интересно было понаблюдать за голосованием фракций парламента. Тезис о том, что «Слуга народа» будет самостоятельно принимать большинство решений, не выдержал испытания действительностью в первый же день работы нового парламента. Почти все основные решения Рада принимала количеством далеко за 300 голосов. То есть у «Слуги народа», кроме собственной фракции, есть откровенные и латентные союзники не менее, чем среди 3 других фракций, одной депутатской группы и внефракционных нардепов. Единственной, кто последовательно придерживались жесткой оппозиционности, была фракция «Европейской солидарности».

Рада предварительно одобрила снятие неприкосновенности: как голосовали нардепыВерховная рада предварительно одобрила снятие неприкосновенности с нардепов. В зале было 363 голоса За, противников не нашлось, но были те, кто не голосовал.

Так или иначе, вчера украинское общество получило несколько существенных сигналов, игнорировать которые не стоит. Ведь речь идет о трендах, которые будут господствовать в следующие 5 лет.

Тренд №1: Рада одного Офиса

Пожалуй, это один из фундаментальных сигналов, которые вчера можно было зафиксировать в стенах парламента. Постоянное присутствие Президента, его неприкрытые угрозы всему созыву Верховной Рады относительно возможности ее роспуска, установление дедлайнов — 1 год на проведение качественных изменений, — все эти факторы невозможно было не заметить.

Итак, первая скрипка будет принадлежать исключительно Владимиру Зеленскому и его Офису президента. Это видно не только из публичных заявлений самого главы государства, но и по тому, что все главные законодательные инициативы выходят из-под пера его Офиса, а также по поведению самих народных депутатов из фракции «Слуга народа».

Так, журналисты заметили, что большинство нардепов из монобольшинства целый день почти не оставляли сессионный зал, выходили только в туалет и на короткий перерыв на обед, спикеры от «СН», как и тезисы, о чем и как рассказывать журналистам, были четко определены заранее политтехнологами партии. Все четко структурировано, роли распределены. По крайней мере, пока что.

Тренд №2: долой процедуры

Так же в угоду результатам голосования депутаты часто пренебрегали процедурами. Особенно это касалось кадровых назначений. Неудивительно, что, например, фракция партии «Голос» публично сообщила о том, что не будет голосовать за новый состав Кабмина, ведь кандидатуры не обсуждались, и к тому же ни один министр, как и глава правительства, не представили четкого видения развития страны и пошагового плана действий.

Разумков, Стефанчук и Кондратюк избраны в руководство Рады: как голосовали нардепыНародные депутаты избрали новое руководство парламента. Смотрим, кто и как поддерживал кандидатуры спикера и его заместителей.

Зато в руководстве фракции «Слуга народа» искренне удивлялись замечаниям журналистов о том, почему невозможно задавать вопросы о стратегии развития страны министрам накануне их назначения. Мол, давайте сначала выберем, а потом уже будем задавать вопросы и получать ответы относительно пошаговых планов действий новых руководителей министерств.

На самом деле подобные вещи свидетельствуют не только о непрофессионализме, но и о возможности скрыть от общества логику принятия кадровых решений. Невозможно представить себе, чтобы ни у одного из нардепов монобольшинства не было вопросов к кандидатам на министерские должности. Сюда же следует отнести и непубличное, и очень противоречивое решение о назначении министром внутренних дел Арсена Авакова уже в 3-м подряд правительстве.

Тренд №3: скорость принятия решений

Поспешно принятые решения — не всегда качественные. Особенно ярко этот тезис можно проиллюстрировать вчерашним (а точнее уже сегодняшним) голосованием парламента за отмену депутатской неприкосновенности.

Зеленский не исключил досрочного роспуска РадыПрезидент Украины Владимир Зеленский допускает досрочный роспуск Верховной рады нынешнего созыва.

Так, в проекте решения профильного комитета по законопроекту о депутатской неприкосновенности содержится сомнительная юридическая формулировка, которая может в дальнейшем стать причиной для отмены голосования за этот документ. Речь идет о том, что текст содержит формулировки о том, что предостережения Конституционного суда не соответствуют Конституции. Однако парламент, согласно Конституции, не может толковать или давать оценки любым действиям КС.

Впрочем, законопроект в первом чтении таки был проголосован. Очевидно, депутаты не только готовы нарушать процедуры, но и принимать законодательный полуфабрикат. Есть высокая вероятность, что законопроекты будут доработаны в комитетах и во время повторного вынесения на голосование в правках. Однако сам стиль принятия «скоростных» решений на уровне высшего законотворческого органа — очень сомнительный сигнал для будущего демократических процедур.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.