Верховная Рада 9-го созыва взяла очень высокий темп работы. В первый день, не считая торжественную часть, народные депутаты работали с часу дня и до двух ночи уже следующих суток. Был принят ряд важных решений, в том числе уволено предыдущее правительство и назначено новое, уволен предыдущий и назначен новый Генеральный прокурор, в первом чтении был принят законопроект об отмене депутатской неприкосновенности.
В общем парламент в первый день проголосовал около 70 документов. Стоит отметить, что большинство из голосований были направлены на сокращение сроков рассмотрения проектов законов. То есть в них еще будут вносить изменения и голосовать в различных чтениях и в целом.
Правда, были и существенные изменения в работе законодательного органа. Их было заметно невооруженным глазом. Во-первых, несовершенно организована работа по аккредитации СМИ — пресса испытывала различные притеснения в этот день. Связано ли это с «багами» первого дня в организации процесса аккредитации или это явление станет системным, — станет ясно в ближайшем будущем.
Во-вторых, в Верховной Раде почти целый день находился Президент Украины. Этот фактор можно считать как позитивом, так и негативом. Ведь кроме процедурных аспектов, есть еще и чисто политическая плоскость, которую также нельзя упускать из фокуса. В частности, Владимир Зеленский принимал активное участие не только в торжествах, но и активно комментировал каждое голосование и решение парламента, иногда просто выкрикивая реплики в зал.
В-третьих, интересно было понаблюдать за голосованием фракций парламента. Тезис о том, что «Слуга народа» будет самостоятельно принимать большинство решений, не выдержал испытания действительностью в первый же день работы нового парламента. Почти все основные решения Рада принимала количеством далеко за 300 голосов. То есть у «Слуги народа», кроме собственной фракции, есть откровенные и латентные союзники не менее, чем среди 3 других фракций, одной депутатской группы и внефракционных нардепов. Единственной, кто последовательно придерживались жесткой оппозиционности, была фракция «Европейской солидарности».
Так или иначе, вчера украинское общество получило несколько существенных сигналов, игнорировать которые не стоит. Ведь речь идет о трендах, которые будут господствовать в следующие 5 лет.
Тренд №1: Рада одного Офиса
Пожалуй, это один из фундаментальных сигналов, которые вчера можно было зафиксировать в стенах парламента. Постоянное присутствие Президента, его неприкрытые угрозы всему созыву Верховной Рады относительно возможности ее роспуска, установление дедлайнов — 1 год на проведение качественных изменений, — все эти факторы невозможно было не заметить.
Итак, первая скрипка будет принадлежать исключительно Владимиру Зеленскому и его Офису президента. Это видно не только из публичных заявлений самого главы государства, но и по тому, что все главные законодательные инициативы выходят из-под пера его Офиса, а также по поведению самих народных депутатов из фракции «Слуга народа».
Так, журналисты заметили, что большинство нардепов из монобольшинства целый день почти не оставляли сессионный зал, выходили только в туалет и на короткий перерыв на обед, спикеры от «СН», как и тезисы, о чем и как рассказывать журналистам, были четко определены заранее политтехнологами партии. Все четко структурировано, роли распределены. По крайней мере, пока что.
Тренд №2: долой процедуры
Так же в угоду результатам голосования депутаты часто пренебрегали процедурами. Особенно это касалось кадровых назначений. Неудивительно, что, например, фракция партии «Голос» публично сообщила о том, что не будет голосовать за новый состав Кабмина, ведь кандидатуры не обсуждались, и к тому же ни один министр, как и глава правительства, не представили четкого видения развития страны и пошагового плана действий.
Зато в руководстве фракции «Слуга народа» искренне удивлялись замечаниям журналистов о том, почему невозможно задавать вопросы о стратегии развития страны министрам накануне их назначения. Мол, давайте сначала выберем, а потом уже будем задавать вопросы и получать ответы относительно пошаговых планов действий новых руководителей министерств.
На самом деле подобные вещи свидетельствуют не только о непрофессионализме, но и о возможности скрыть от общества логику принятия кадровых решений. Невозможно представить себе, чтобы ни у одного из нардепов монобольшинства не было вопросов к кандидатам на министерские должности. Сюда же следует отнести и непубличное, и очень противоречивое решение о назначении министром внутренних дел Арсена Авакова уже в 3-м подряд правительстве.
Тренд №3: скорость принятия решений
Поспешно принятые решения — не всегда качественные. Особенно ярко этот тезис можно проиллюстрировать вчерашним (а точнее уже сегодняшним) голосованием парламента за отмену депутатской неприкосновенности.
Так, в проекте решения профильного комитета по законопроекту о депутатской неприкосновенности содержится сомнительная юридическая формулировка, которая может в дальнейшем стать причиной для отмены голосования за этот документ. Речь идет о том, что текст содержит формулировки о том, что предостережения Конституционного суда не соответствуют Конституции. Однако парламент, согласно Конституции, не может толковать или давать оценки любым действиям КС.
Впрочем, законопроект в первом чтении таки был проголосован. Очевидно, депутаты не только готовы нарушать процедуры, но и принимать законодательный полуфабрикат. Есть высокая вероятность, что законопроекты будут доработаны в комитетах и во время повторного вынесения на голосование в правках. Однако сам стиль принятия «скоростных» решений на уровне высшего законотворческого органа — очень сомнительный сигнал для будущего демократических процедур.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»