Пока политические партии, которые преодолевают избирательный барьер в 5%, уже задумываются над возможными форматами коалиции и примерно подсчитывают количество депутатских мандатов в новом созыве парламента, еще около 10 политических сил отчаянно пытаются понравиться избирателю, чтобы хотя бы попытаться попасть в Раду.
Основная проблема этих партий в отсутствии медийных и финансовых, а, следовательно, и организационных ресурсов для борьбы за доверие избирателей. Но еще больше им не хватает харизматичных лидеров, четкой структуры и взвешенной политической стратегии на основе идеологических взглядов. Их штабы пытаются заменить креативом и нестандартными шагами, которые могли бы запомниться избирателю.
Самое интересное будет происходить после парламентских выборов, ведь именно они покажут действенность тех или иных стратегий позиционирования. А самое главное – сколько именно избирателей можно привлечь, используя сугубо организационный ресурс и классические методы политического PR.
Бывшие фавориты
Учитывая все аспекты политической конкуренции, остается не так много политических партий, имеющих реальные шансы побороться за 5% голосов избирателей.
Прежде всего, речь идет о партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, которая еще в начале этого года за счет рейтинга своего лидера могла надеяться на 7-8% голосов избирателей. Впрочем, 6,91% поддержки граждан на президентских выборах Анатолия Гриценко автоматически не гарантировали такого же результата во время парламентской кампании. Рейтинг партии быстро пошел вниз после роста популярности «Слуги народа» и выхода на политическую арену Святослава Вакарчука во главе партии «Голос». Гриценко на их фоне просто потерялся.
Еще двое реальных претендентов на прохождение в Раду – «Самопомич» и Радикальная партия Олега Ляшко – теряют своих избирателей из-за низкой активности в медиа и отсутствия действенной собственной повестки дня. Обе партии имеют фракции в парламенте – ряды «Самопомичи» почти за 5 лет каденции парламента существенно уменьшились, как и поддержка партии. РПЛ без поддержки медийного ресурса уже не может мобилизовать свой привычный сельский электорат в условиях жесткой конкуренции.
Все три партии делают ставку на наружную рекламу и креатив. Анатолий Гриценко появляется в провокационных видеороликах, Андрей Садовый выбрал образ «надежных» и пристально смотрит в глаза избирателям с билбордов, а вечный «вилоносец» Олег Ляшко объявил священную войну против «ползучего реванша». Теоретически, все три возглавляемые этими лидерами партии имеют шансы попасть в новую Верховную раду. Впрочем, им придется очень постараться.
Хайп и ставка на технократов
Сразу несколько политических сил попытаются в той или иной степени отработать тему «технократов» и профессионалов во власти.
Пока наиболее ресурсной выглядит кампания «Украинской стратегии» во главе с пока еще действующим премьер-министром Владимиром Гройсманом. По данным социологов, партия набирает не более 2% голосов респондентов, впрочем, эта цифра может вырасти. Сам Владимир Гройсман уже заявил, что в случае прохождения его партии в новый парламент предложит свою кандидатуру на главу Кабмина. Главный канал коммуникации с избирателем – наружная реклама и узнаваемость списка партии, который в основном состоит из действующих министров правительства Гройсмана.
Тему «технократов» будут пытаться разыграть и в партии «Сила и честь» Игоря Смешко. Пока партия не показывает такого же сильного электорального рывка, как ее лидер во время президентской кампании. Все же для развития партии в условиях отсутствия значительных ресурсов нужно время или высокая узнаваемость ее лидера. Ни того, ни другого у Смешко нет, поэтому пройти в парламент «Силе и чести» будет трудно.
Партия «Сила людей», пожалуй, наименее рейтинговая, впрочем, наиболее последовательно отстаивает принципы «технократии» и профессионализма во власти. Главная проблема партии даже не в отсутствии ресурсов, а в отсутствующей электоральной базе – слишком узкая ниша для получения достаточного количества голосов в Раду.
Интересно наблюдать и за попыткой партий националистического толка найти свое позиционирование для прохождения в следующий созыв парламента. «Свобода», «Национальный корпус» и «Правый сектор» решили даже идти на выборы единым списком. Такой шаг – чуть ли не единственный пример реального объединения усилий на этих внеочередных выборах.
Наконец, некоторые партии и их лидеры будут хайповать и получать свои политические дивиденды для поднятия узнаваемости и дальнейшего развития своих политических проектов.
Прежде всего, речь идет о триумфальном возвращении экс-президента Грузии и бывшего главы Одесской ОГА Саакашвили, который не без труда, но сумел отстоять право баллотироваться на выборах в Верховную раду. К тому же ЦИК таки зарегистрировала избирательный список «Руха новых сил» в парламент. Очевидно, Саакашвили будет использовать собственный медийный образ для поднятия узнаваемости РНС. В конце 2015-го и в начале 2016-го партия могла рассчитывать на поддержку 10-15% избирателей. Впрочем, после такого взлета и конфликта с тогдашним президентом Петром Порошенко Саакашвили вынужден был частично свернуть свою политическую деятельность в Украине.
А вот Аграрная партия во главе с новым лидером – «поющим ректором» Михаилом Поплавским – похоже, может также рассчитывать взять голоса избирателей нестандартным способом. Например, привлекая к агитации известного певца и поп-кумира Олега Винника. Конечно, вряд ли такой шаг поможет партии попасть в парламент, однако избирательная кампания точно запомнится.
Поствыборный период
Основные политические игроки готовятся к не менее горячей политической осени. Если партия набирает более 2% голосов избирателей, то получает государственное финансирование. Конкурентов в этом году на получение государственных средств хватает.
Впрочем, и это не главная цель. Ведь быстрорастущие рейтинги так же быстро исчезают, поэтому главная задача для политических сил – остаться и электорально закрепиться в политическом поле при любых обстоятельствах. Самый простой путь – получить голоса граждан на местных выборах.
Скорее всего, именно местные выборы, которые могут также произойти не по графику в конце 2020 года, а ранее, и станут главной целью для партий, которые не смогут преодолеть избирательный барьер и попасть в новый созыв парламента.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»