Обещание кандидата: как команда Зе хочет изменить власть и нужно ли стране народовластие

Читати українською
Александр Мусиенкополитический эксперт

По результатам первого тура наибольшее количество голосов избирателей получили Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. «Слово и Дело» решило проанализировать программные обещания кандидатов на пост президента Украины. Сегодня рассматриваем инициативу Владимира Зеленского по государственному устройству. Первый законопроект, который определил для себя кандидат, будет называться «О народовластии». Суть законопроекта такова: закрепление механизма, по которому «народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии». В частности, один из вопросов, которые, как считает Зеленский, следует вынести на всеукраинский референдум, – это движение Украины в НАТО.

Директор Центра военно-правовых исследований, политолог Александр Мусиенко отметил, что эта идея возникла потому, что у части общества есть определенный настрой, что власть всегда плохая. Что-то вроде позиции «я знаю лучше любого политика, спросите меня, что делать по любому вопросу». Для них принцип «власть – прочь» жив.

Политолог обратил внимание, что сейчас вся кампания Зеленского сосредоточена на том, что он коммуницирует с обществом, но в таком формате, что просит советов, что включить в программу, какие вопросы задать Порошенко на дебатах, что ему делать, призывает писать предложения, вопросы.

Разбираем программу Зеленского: каким обещаниям не суждено сбытьсяПочему обещанная Зеленским НАТОвская зарплата – это фейк, возможно ли запустить в Украине рынок земли и ввести народовластие, мы обсудили с экспертами.

«Это делается для того, чтобы у избирателя появилась иллюзия непосредственного участия, ощущение, что именно избиратель влияет. Да, конечно, избиратели влияют в ходе голосования на выборах. Однако, если это касается необходимости принятия того или иного закона, то избиратель на это не влияет. Сейчас Зеленский таким образом создает иллюзию, что вы якобы будете влиять, будете решать, что будем проводить референдум чуть ли не по каждому вопросу», – подчеркнул он.

Однако референдумы как система присущи больше странам с федеративным государственным устройством, а не с унитарным, как в Украине, добавил Мусиенко.

«На уровне какой-то области, района выносится ряд вопросов, касающихся жизнедеятельности конкретного региона, района, и тогда во время референдума решают определенные проблемы. Для унитарных государств это менее характерно», – уточнил он.

По его словам, нужно разделять, какие вопросы выносить на референдум, а какие, возможно, не стоит. Если команда Зеленского говорит о вступлении Украины в НАТО, то они должны быть честны с народом до конца.

«Уже есть норма в Конституции о том, что Украина идет в НАТО и ЕС. Соответственно, нужно менять Конституцию. Как это делать? Через референдум? Какова реализация этого всего?», – отметил эксперт.

По его мнению, референдум для власти – это в определенной степени снятие с себя ответственности за принятие тех или иных решений. Часто такие референдумы оборачиваются серьезными последствиями. Например, Brexit в Великобритании. Премьер Британии почему-то был уверен, что британцы проголосуют за то, чтобы остаться в ЕС, а они проголосовали за выход.

С народовластием, референдумами нужно быть очень осторожными. Особенно, учитывая то состояние, в котором находится Украина, – войну, угрозу сепаратизма, разные настроения, акцентировал он.

«Поэтому можно и нужно ставить вопрос о том, чтобы разработать закон о референдуме. Конституцией гарантированно проведение референдума. В Украине должен быть закон о референдуме. Но проводить его нужно по вопросам общенационального значения», – пояснил специалист.

Следует понимать, что механизм реализации власти народом реализуется через парламент, территориальные громады, областные советы, любые выборные органы. Это и есть реализация прав граждан на осуществление руководства государством, граждане отправляют своих представителей, подчеркнул он.

На его взгляд, лучше подумать над введением британской модели, когда есть мажоритарка, когда каждый депутат-мажоритарщик отчитывается перед избирателями. Возможно, стоит предусмотреть отзыв такого народного избранника, если он не справляется с выполнением своих функций.

Государственное управление и власть: что обещают Порошенко и ЗеленскийПетр Порошенко дал два обещания по госуправлению, а Владимир Зеленский обещает целый ряд законопроектов и реформ.

«Народовластие само по себе часто используется, чтобы создать для избирателя дополнительную иллюзию, что он сможет влиять на многие события в государстве, на принятие многих решений. Так и в случае с Зеленским. Однако для чего тогда президент, депутаты, вообще для чего выбирать власть, если общество за них будет решать, как, где и что лучше делать? Руководитель нужен для того, чтобы определять стратегический вектор развития. А вот уже общенациональные вопросы, касающиеся территориального устройства, как это и предусмотрено Конституцией, следует решать на референдуме», – резюмировал Александр Мусиенко.

Какие обещания зафиксированы в программе кандидата Петра Порошенко и реально ли их выполнить – по ссылке.

Больше об обещаниях президента за 5 лет – здесь.

Также «Слово и Дело» писало, что обещает кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: