Два года в должности и. о. министра охраны здоровья: как выполняла обещания Супрун

Читати українською

Два года назад Ульяна Супрун стала исполняющей обязанности министра охраны здоровья Украины. Она вступила в должность 27 июля 2016 года и вплотную занялась реформой медицины. Новшества в медицине непосредственно коснутся каждого украинца, поэтому к Ульяне Супрун и ее команде неоднозначное отношение в обществе – от безоговорочной поддержки до яростного противостояния. Периодически в Верховной Раде звучат призывы уволить и. о. министра, но она продолжает пошагово внедрять изменения в систему медицины. Мы предлагаем посмотреть, как Супрун выполняла свои обещания в первый и во второй годы пребывания в должности.

В первый год (с 27 июля 2016 по 29 мая 2017 года) своей работы Супрун дала 25 обещаний, из которых всего 4 выполнила, 3 – провалила, а еще 18 заверений автоматически перешли на следующий год. В процентном соотношении получилось, что Супрун выполнила всего 16% своих обещаний.

Во многом это объясняется тем, что и. о. министра в начале каденции давала долгосрочные обещания, касающиеся медреформы. Однако начало ее работы запомнилось прежде всего отсутствием бесплатных лекарств, которые закупаются за бюджетные деньги и поступают в больницы и непосредственно пациентам по разным госпрограммам.

Отметим, что проблема началась чуть раньше, при министре Квиташвили, когда Украина перешла на закупку медпрепаратов через международные организации в 2015 году. С приходом в министерство Супрун заговорили о полной блокировке коррупции в ведомстве. Однако и закупки лекарств за бюджетные средства оказались заблокированы. МОЗ законопослушно перечислял 100-процентный аванс за вакцины, инсулин, лекарства от туберкулеза и редких заболеваний, а потом по 12-20 месяцев ожидал, когда медпрепататы поставят в страну.

Супрун, как и обещала, к 4 августа 2016 года отчиталась о наличии вакцин.

«На сайте МОЗ появится список организаций, в которых были заказаны вакцины, количество доз, сколько их уже было доставлено и есть ли они в регионах», – отметила Супрун.

Однако скандал уже разгорелся и прозрачностью ведомства нельзя было компенсировать дефицит лекарств. Тем не менее Супрун удалось до конца сентября 2016 года закрыть потребность в вакцинах против полиомиелита.

Выровнять ситуацию с закупками лекарств в 2016 году не удалось. Обещание и. о. министра о том, что в конце января 2017 года будут спланированы заказы лекарств на 2017 год, было провалено. Планирование закупок продолжалось до апреля, а часть лекарств до сих пор не поступила в страну. Хотя часть запланированного выполнить удалось. В 2017 году за средства госбюджета 2016 года было закуплено 11 тысяч 508 медицинских стентов, хотя изначально Супрун обещала закупить 10 тысяч 500 стентов.

Также сложные отношения складываются у команды Супрун с «Охматдетом». В конце 2016 года она заверила, что через полгода будет открыт новопостроенный диагностический корпус больницы «Охматдет». Но первый пусковой комплекс больницы начал принимать пациентов со сложными диагнозами только в конце апреля 2018 года. Теперь Супрун надеется, что окончательно строительство завершится в 2019 году.

Зато и. о. министра добилась того, чтобы был принят закон о трансплантации. «Я лично буду прилагать все усилия, чтобы этот закон был принят. Я буду работать с Верховной Радой, с комитетом, чтобы именно этот закон как можно быстрее приняли», – пообещала она.

Напомним, ранее Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, позволяющий трансплантацию органов от умерших граждан Украины, основываясь на «презумпции несогласия». В мае 2018 года парламент принял эту инициативу. Закон уже вступил в силу и Супрун пообещала, что в ближайшее время между МОЗ и белорусскими клиниками будут подписаны контракты для трансплантаций.

В первый год каденции Супрун не удалось запустить, как она надеялась, реформу первичного звена. Сроки старта этой части медреформы сместились из-за того, что Верховная Рада тянула с принятием «финансовых» законов, позволяющих запустить оплату работы семейных врачей. Из важных заверений и. о. министра, которые могут коснуться людей в регионах в будущем, – обещание не закрывать больницы из-за нехватки средств, а перепрофилировать их в другие учреждения.

Во время второго года работы и. о. министра дала больше обещаний, но и выполнила ощутимо больше. Так, из 39 заверений Супрун справилась с 9, а провалила лишь 2. Еще 28 намерений ей предстоит воплотить в жизнь. В целом, она справилась с 23% обещаний.

Как и обещала Супрун, с середины 2018 года в стране начала работу Национальная служба здоровья. Со 2 июля официально заработало финансирование первичного звена медицины по принципу «деньги ходят за пациентом». К середине июля 161 медицинское учреждение начало получать первые оплаты от НСЗУ за предоставление пакета услуг первичной медицинской помощи.

В долгосрочных планах и. о. министра – к маю 2019 года открыть центр пересадки костного мозга в Национальном институте рака, дать возможность пациентам, которые принимают участие в программе лечения за границей, лечиться в Швейцарии, ввести механизм лишения лицензии врача, а также инициировать усиление ответственности за отказ от вакцинации.

Ранее мы писали о том, как за два года в должности министра образования выполняет свои обещания Лилия Гриневич.

Также мы подобрали топ обещаний Луценко за два года в должности генпрокурора.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: