Маршрутки-убийцы: существует ли действенный способ остановить смерти на дорогах

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В конце прошлой недели новости с «дорожного фронта» поразили многих украинцев. В разных уголках Украины из-за масштабных ДТП погибли 20 человек, в том числе и несколько детей.

Самая страшная авария произошла недалеко от Житомира – за несколько километров до города водитель маршрутки, явно превышая скорость, врезался в грузовик. ДТП унесло жизни 10 человек, а еще 10 – попали в реанимацию с травмами различной степени тяжести.

В этот же день на 289-м километре автодороги Киев-Одесса еще одна маршрутка столкнулась с грузовиком – водитель и четверо пассажиров, которые были гражданами Беларуси, погибли, еще 12 человек пострадали.

Еще несколько смертельных ДТП произошло по вине водителей легковушек. В двух случаях люди погибали сразу семьями. Самое страшное, что в результате одной из ДТП авто загорелось и тела погибших просто сгорели.

Смертельные ДТП с маршрутками: что ждет перевозчиковЕсли лицензия на коммерческие перевозки пассажиров отсутствует, транспортное средство будет конфисковано

Обычно в цивилизованных странах после подобной информации о массовой гибели людей в результате масштабных ДТП кто-то из чиновников берет на себя ответственность и уходит с должности. Ответственность, конечно, не за непосредственно то, что случилось, но за то, что не справился с выполнением своих обязанностей и не смог предотвратить массовую смерть людей.

Однако подобный сценарий – не об Украине. Конечно, виновных нашли сразу: в случае с ДТП под Житомиром виновным в аварии является погибший водитель маршрутки и перевозчик, у которого, как оказалось, обнаружили ряд нарушений в осуществлении перевозок. Перевозчик получил подозрение в совершении правонарушения. Впрочем, жизни и здоровье людей уже не вернешь, а на проблему нужно смотреть масштабнее.

Прежде всего, как перевозчик мог беспрепятственно получить документы на перевозку, если транспортные средства не соответствовали требованиям безопасности? Почему Кабмин и чиновники зашевелились с проверками только постфактум, когда трагедии уже произошли? И кто ответственен за подобное положение вещей на дорогах? Речь идет не только о водителях.

Ужасная статистика

Следует отметить, что за первое полугодие этого года статистика смертности на дорогах пока меньше, чем за аналогичный период 2017 года. С января по июнь 2018 года в Украине произошло 7861 ДТП с пострадавшими (общее количество всех ДТП достигло отметки в 57184). К сожалению, в авариях погибли 988 человек, еще более 10 тысяч – травмировались.

То есть за неполные полгода на автомобильных дорогах ежемесячно погибало по 180 человек. Стоит отметить, что за весь прошлый год в ДТП погибли 3 тысячи 432 человека, а 35 тысяч – получили травмы.

Конечно, из официальной статистики рядовой пользователь не может увидеть, сколько именно погибло людей во время перевозок в маршрутках. И сколько именно из них работали нелегально.

Мигающая реформа, или В чем виноват желтый сигнал светофораУбивать или нет? Вот в чем вопрос. Александр Радчук перечислил все за и против правительственной инициативы о запрете желтого сигнала светофора.

Правда, даже если со всеми бумагами и лицензиями на перевозку все хорошо, есть одна общая черта, которая доказывает, что пользование любым маршрутным автобусом является рискованным делом в любом случае. Это сам подход к безопасности перевозки пассажиров.

Вспомним ужасный случай в апреле этого года в Кривом Роге. Маршрутка перевозила сотрудников одного из предприятий, когда в нее въехал легковой автомобиль – погибли 8 человек, 10 получили травмы. Конечно, виновным в трагедии признали водителя легкового авто, но количество жертв могло быть меньше. Ведь маршрутка была переполнена, люди ехали стоя. Более того, в таких автобусах, как правило, нет ремней безопасности, а сами сиденья прикреплены без соблюдения техники безопасности.

Только когда проблема приобрела большие масштабы, в Кабмине решили серьезно взяться за ее решение. Так, в «Укртрансбезопасности» сообщили, что за 2 дня проверок обнаружили 326 нарушений у перевозчиков, половина из них – отсутствие разрешительных документов.

МВД провело свой рейд в рамках операции «Перевозчик». И уже через несколько дней полиция обнаружила около 3 тысяч технически неисправных автобусов и зафиксировала более 26 тысяч нарушений правил перевозки пассажиров и дорожного движения, допущенных водителями автобусов. Эти цифры впечатляют. Но еще больше поражает то, почему подобные проверки не осуществляются системно и почему не вспоминаются факты, когда нарушители были наказаны.

Соскучились по ПДД?

Однако в вопросе соблюдения правил дорожного движения есть и другие составляющие. Например, поведение самих водителей на дорогах. Кажется, от отсутствия адекватных наказаний многие водители сильно расслабились и позволяют себе нарушение даже базовых ПДД.

Чтобы исправить ситуацию, придется приложить немало усилий. Рецепт уже давно существует – это камеры видеофиксации нарушений и система наказания штрафами и соответствующими санкциями в случае превышения лимита карательных мер.

Что планируют изменить в правилах дорожного движения в 2018 годуНедавно правительство одобрило постановление, которое внесло изменения в правила дорожного движения. Аналитики Слова и Дела выяснили, что нового придумали для водителей в 2018 году.

Однако парламент снова отсрочил принятие соответствующего закона до осени этого года. Часто обещание о введении в действие системы видеофиксации звучало и из уст главы МВД Арсена Авакова. Впрочем, последний срок давности подобных намерений министра истек еще в конце 2017 года.

Сейчас ощутима другая проблема – даже при успешном введении системы видеофиксации нарушений до конца этого года вряд ли водители будут сразу склонны добросовестно платить штрафы и, тем более, соблюдать ПДД. Нужен целый комплекс мероприятий, в том числе и карательных по своей сути, чтобы ситуация на дорогах стала меняться к лучшему. А по причине низкого уровня доверия и поддержки власти со стороны граждан ввести подобные меры будет крайне трудно. Ведь возможен даже саботаж. Маловероятно, что кто-то из политиков и чиновников пойдет на подобные шаги накануне избирательного 2019 года.

Единая стратегия развития транспорта в Украине. Где она?

Наконец, возникает еще один логичный вопрос. Почему же украинцы, зная о рисках передвижения подобным транспортом, все равно пользуются его услугами? Ответ очевиден: в Украине очень слабо развит удобный междугородний транспорт.

Ужесточение штрафов за превышение скорости: в Укравтодоре сделали заявлениеСогласно новым ПДД, с 1 января 2018 года, ограничение скорости движения в населенных пунктах с 60 км/ч до 50 км/ч. За нарушение ПДД в Укравтодоре предложили увеличить штрафы.

А это уже вопрос к Министерству инфраструктуры. Пока все насущные вопросы с транспортным сообщением внутри нашего государства решаются крайне медленно. Большинство инициатив по его улучшению будут реализованы не ранее чем через 5 или 10 лет.

Пока не будет реализована единая стратегия развития транспорта в Украине, ключевыми ценностями которой будут комфорт и безопасность пассажиров, до тех пор маршрутки и подобный опасный транспорт будет связывать украинские города. К сожалению, кто-то на этом зарабатывает, а кто-то – погибает. К тому же нужно признать: в некоторых случаях маршрутки – единственный возможный способ доехать до пункта назначения.

Вот почему ситуация должна решаться сразу в трех направлениях: соблюдение ПДД водителями, контроль за выдачей соответствующих лицензий на перевозку и развитие транспортной инфраструктуры – действенной альтернативы маршруткам.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...