Мигающая реформа, или В чем виноват желтый сигнал светофора

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Кажется, реформы в Украине выходят на новый уровень. В Кабмине решили отомстить своему главному врагу на дорогах, который зря мигает, сжигая дополнительную электроэнергию. Желтый сигнал светофора, по мнению чиновников, виновен не только в лишних бюджетных расходах, но и является причиной серьезных ДТП.

С этим тезисом уже поспорили и рядовые граждане, и опытные автомобилисты. Вопрос целесообразности желтого сигнала снова разделил пользователей отечественного сегмента соцсетей на два лагеря. Одни поддерживают правительственную инициативу, другие приводят аргументы, почему с запретом ситуация с безопасностью на дорогах не изменится.

Обе позиции имеют право на существование. Впрочем, пока «адвокаты» желтого выглядят убедительнее. Почему? Об этом и поговорим подробнее.

Желтый – виновен!

Информационным убийцей желтого сигнала светофора стал заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк. «Это очень правильная инициатива, потому что, проанализировав последние резонансные ДТП, все они связаны с проездом на желтый сигнал светофора», – отметил он на своей странице в Facebook.

В Украине могут отменить желтый сигнал светофора: реакция соцсетейЖелтый сигнал светофора могут отменить. Что об этой инициативе Кабмина думают в соцсетях – в обзоре Слова и Дела.

Поэтому премьер-министр Владимир Гройсман поручил Мининфраструктуры, МВД, Национальной полиции, «Укравтодору» и «Укртрансбезопасности» рассмотреть целесообразность данной инициативы и в случае необходимости вынести соответствующий вопрос на заседание правительства.

По замыслу чиновников, именно двухцветный светофор сможет уберечь украинцев от страшных ДТП. Мол, водители перестанут «проскакивать» на желтый сигнал, и в будущем это убережет тысячи жизней.

Гипотезу чиновников вроде бы подтверждает тот факт, что во многих странах мира уже отказались от желтого сигнала в пользу двухцветных светофоров. Однако действительно ли именно этот фактор повлиял на меньшую смертность на дорогах, и вообще повлиял ли, в Кабмине не уточнили.

Какой цвет будет следующим?

Гораздо больше логических аргументов в пользу сохранения желтого сигнала светофора. Во-первых, эксперты отмечают, что Украина присоединилась к Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах от 1968 года, в которой есть нормы об использовании желтого сигнала светофора. Означает ли его отмена то, что мы автоматически выходим из этой конвенции?

Во-вторых, просто как-то заклеить ленточками желтый сигнал на каждом светофоре или отключить его не удастся. Придется тратить десятки миллионов гривен, чтобы начать заменять все эти дорожные предупреждающие средства по всей территории Украины. Скептики отмечают, что подобная инициатива Кабмина может закончиться большим «распилом» бюджетных средств. И где-то, вероятно, будут правы.

Что планируют изменить в правилах дорожного движения в 2018 годуНедавно правительство одобрило постановление, которое внесло изменения в правила дорожного движения. Аналитики Слова и Дела выяснили, что нового придумали для водителей в 2018 году.

В-третьих. Одной из главных причин страшной аварии в Кривом Роге стал тот факт, что маршрутка, в которую сначала врезался легковой автомобиль, а затем и автобус, была переполнена. Блогеры в который раз напоминают об обещаниях политиков отказаться от маршруток в пользу более безопасного общественного транспорта. «Следствием этого ДТП должна быть не отмена желтого сигнала, а повышение требований безопасности к городскому транспорту. Забитые маршрутки – это Африка. В крупных городах с большим потоком пассажиров они должны исчезнуть с улиц. Настоящая причина их появления – это коррупция. Мэры многих городов просто за взятки отдают лучшие маршруты частным перевозчикам, а городской транспорт уничтожают. Вот с чем нужно бороться», – отмечает на своей странице в Facebook блогер Денис Казанский.

В-четвертых. Остается открытым вопрос, что делать с нерегулируемыми перекрестками. Ведь здесь даже не в цветах сигналов дело – например, ночью большинство светофоров работают в «таймерном» режиме, то есть по факту выключены. Водители в таких случаях должны руководствоваться правилами приоритетных дорожных знаков. Ну и, конечно, собственной осмотрительностью. К сожалению, именно ночью украинские водители пренебрегают безопасностью, наивно полагая, что они остались одни на дорогах.

И наконец. Как отмечают большинство экспертов, причина страшных ДТП в большинстве случаев – это несоблюдение правил дорожного движения. И именно с этим нужно бороться, а не со светофорами. Ведь всем хорошо известно, что сейчас водители могут «проскакивать» даже не на желтый цвет светофора, а иногда и на красный. Так что, следующим шагом будет запретить и его?

Одно из решений, которое действительно мог бы применить Кабмин, – сделать более жесткими наказание за движение авто на мигающий желтый сигнал светофора. Конечно, нужно еще позаботиться, чтобы за это нарушители несли суровое наказание, а само наказание было неотвратимым.

Европейский опыт

На самом деле, автор этих строк также был свидетелем работы двухцветных светофоров в странах Европы. Однако, справедливости ради, стоит признать, что применяют такие предупредительные устройства на дорогах меньшего количества европейских стран.

В полиции посчитали пьяных водителейВ 2017 году правоохранители зафиксировали более 114 тысяч случаев управления транспортом в состоянии опьянения, что на четверть больше, чем в 2016 году.

И даже если речь идет о применении светофора без желтого сигнала, то для водителей всегда существует альтернатива того, как им планировать свое движение при пересечении перекрестков и улиц. Например, в Будапеште двухцветные светофоры для водителей оснащают специальным информационным табло, на котором каждый может увидеть отсчет по секундам, сколько времени на безопасный проезд, а сколько – для стоянки. Таймер отсчитывает секунды зеленым и красным цветами соответственно.

Зато в Украине отмена желтого сигнала светофора может привести к увеличению количества ДТП между самими водителями – кто-то будет спешить поехать на зеленый сигнал, а кто-то замешкается и не сразу заметит его. В итоге тысячи вмятин на бамперах гарантированы. А там и пробки, и проблемы с траффиком.

Еще одна разница с Европой – оснащение улиц городов большим количеством камер видеофиксации нарушений. Это дополнительная опция, которая позволяет быстро вычислить нарушителей и оштрафовать их. Возможно, нам стоило бы также начать именно с этой реформы?

Кстати, в МВД регулярно обещали ввести видеофиксацию нарушений ПДД с 2015 года. Последний дедлайн – конец 2017-го – был также сорван. Основной аргумент – недостаточно средств для внедрения такой системы. Так что, получается, для уничтожения желтого сигнала и установления новых светофоров деньги найдутся быстрее?

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: