Киевское метро спасли от финансового коллапса. Что произошло?

Читати українською
Александр Каваэксперт по вопросам транспорта
Владимир НаумовГлава ВЦРТИ

Утром 11 июля городские власти заявили, что метрополитен находится под угрозой закрытия из-за ареста касс подземки исполнительной службой Минюста. Такое решение приняли в ходе судебных разбирательств по задолженности метро за поставку компанией «Укррослизинг» 100 вагонов в 2010-2013 годах. Выплаты прекратились в 2013 году, а долг метрополитена за вагоны составляет около 1,8 миллиарда гривен. Спустя несколько часов Киевсовет сообщил, что уже принято решение для предотвращения коллапса. В частности, планируют начать переговоры о вариантах возможной реструктуризации долга перед компанией «Укррослизинг». К слову, еще в 2014 году Виталий Кличко пообещал, что в 2015-м будут запущены 30 вагонов метро, однако не сдержал слово.

Независимый транспортный эксперт Александр Кава отметил, что если не выплатят долги, то, конечно, определенные риски сохранятся.

«Нужно понимать, что на тот момент это было субъективное решение городских властей, и если ситуация дойдет до закрытия, то вина будет полностью на местной власти», –констатировал Кава.

Виталий КличкоГородской голова Киева
Кличко пообещал запустить 30 вагонов метро в 2015 годуСказано 17 сентября 2014 г.Статус обещания: Не выполнено

По его словам, с началом агрессии РФ от выплаты долга и той же реструктуризации отказались, потому что «Укррослизинг» – российская компания.

«Однако ситуация выглядит следующим образом: вагоны, которые куплены у РФ, у нас эксплуатировались, у нас никто не разрывал торгово-экономических отношений с Россией, с российскими компаниями в том числе, а городские власти просто прекратили обслуживать этот долг. Но так не бывает. В результате заложниками сделали всех граждан», – пояснил эксперт.

Он уточнил, что это полностью коммерческий контракт, без каких-либо госгарантий.

Аргумент был всего один – это российская компания, потому мы не будем оплачивать этот долг. Это было абсолютно осознанное решение городских властей, добавил специалист.

«Сейчас, если уже начали арест счетов, то вариант, что, например, эти купленные вагоны не будут эксплуатировать, уже невозможен. Тем более уже есть долг, ведь город ими пользовался, но не делал платежи. Это нарушение договорных условий», – подчеркнул он.

«Выход искать нужно, потому что за короткий период город нигде не сможет найти такого количества вагонов. А если их убрать с линии, придется увеличить интервалы, что повлечет снижение пропускной способности, переполнение поездов в час пик, толпы и множество неудобств для сотен тысяч горожан ежедневно», – отметил Кава.

В свою очередь глава совета общественной организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов подчеркнул, что эта ситуация как раз является подтверждением того, что долги в любом случае нужно отдавать.

«Эти вагоны зарабатывали деньги метрополитену? Да. Но у нас посчитали, что могут, как в случае с УЗ, путем постановления Кабмна не платить долги», – отметил он.

На его взгляд, несмотря на долги, до закрытия метро не дойдет, этого никто не допустит.

«В КГГА халатно отнеслись к долговым обязательствам, но метро никто не закроет. Возможно, заберут вагоны. Но выход в этой ситуации только один – заплатить долги. Выплатить задолженность и по договорным отношением проценты, которые набежали. А вот пеню нужно сбивать через суд и платить исключительно то, что должны были. Юристы это могут сделать с минимальными потерями. Но вот сделают ли так – другой вопрос», – резюмировал Владимир Наумов.

Напомним, 1 февраля 2017 года мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что уже в конце года городские власти планируют начать строительство метро на Виноградарь и в течение трех лет ввести в эксплуатацию две новые станции метрополитена – «Проспект Правды» и «Мостицкая». По словам городского головы, строительство двух станций метрополитена ориентировочно будет стоить 5 миллиардов гривен.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: