Неисправные маршрутки и торговля разрешениями: как работает Госслужба по безопасности на транспорте

Читати українською
Владимир НаумовГлава ВЦРТИ

В марте 2015 года Кабинет министров Украины утвердил положение о создании нового органа – Государственной службы Украины по безопасности на транспорте (ГСБТ). Согласно утвержденному положению, ГСБТ является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого координируется Кабинетом министров Украины через министра инфраструктуры. Именно от этой службы зависит обеспечение безопасности перевозки пассажиров и грузов, в том числе опасных, как в международном, так и в внутригосударственном сообщении. Но, видимо, что-то пошло не так. Только за три дня февраля текущего года произошло несколько резонансных ДТП с участием двух маршруток – пострадали 12 человек. В мэрии Киева взялись за проверки перевозчиков, при которых были обнаружены «нелегалы». По фактам обнаруженных нарушений были составлены акты и выписаны штрафные санкции на сумму 44 520 гривен.

22 марта 2018 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян предложил Кабмину уволить Михаила Ноняка с должности руководителя ГСБТ.

«Слово и Дело» решило разобраться, какая в данный момент сложилась ситуация с безопасностью перевозок пассажиров и грузов спустя три года деятельности службы и почему в Мининфраструктуры инициировало отставку Михаила Ноняка.

Глава совета общественной организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов отметил, что ГСБТ имеет несколько сфер контроля за безопасностью на транспорте.

ГСБТ: на страже безопасности

«Помимо автомобильного транспорта, служба обязана контролировать безопасность в сфере железнодорожного транспорта как общего так и промышленного назначения. Профилактическая работа, рейдовые проверки ни на УЗ, ни на промышленных предприятиях вообще не проводятся, ввиду практически полного отсутствия специалистов. Должен быть целый комплекс мер по предотвращению ДТП и катастроф. Но профилактическая работа ни с железнодорожниками, ни с автомобильными перевозчиками практически не проводится», – констатировал Наумов.

И доказательством этому является увеличивающееся с каждым годом количество ДТП, а самое страшное то, что участились случаи задержания водителей транспортных средств в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, подчеркнул он.

«Все мы видим маршрутки, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности пассажиров, которые вместо того, чтобы стоять в парке, стоят где-то на улицах на стоянке, при этом в них ночуют водители. Это грубые нарушения лицензионных условий», – добавил эксперт.

Разрешение на перевозки: в двух шагах от международного скандала

Он пояснил, что ГСБТ выдает перевозчикам разрешения на международные перевозки грузов в другие страны.

По его словам, по этому поводу неоднократно направлялись обращения перевозчиков, общественных организаций как в адрес министерства, так и в адрес ГСБТ, но даже после обращений ситуация с «торговлей разрешениями» не утихла, а наоборот, вышла на критический уровень.

«В Мининфраструктуры решили проверить ГСБТ на правильность и законность выдачи разрешений. Проверка была выборочной. В итоге нашли большое количество подделанных разрешений. А это уже подделка документов, которая влечет за собой криминальную ответственность», – констатировал Наумов.

Международные разрешения выдаются на паритете, то есть, как правило, государства обмениваются друг с другом одинаковым количеством разрешений, уточнил он.

Европейские партнеры все понимают, знают, но пока почему-то молчат. По имеющимся у нас данным, разрешение в Италию обходится перевозчику до 600 евро, хотя официальная его стоимость составляет всего 51 гривну. Речь идет о торговле разрешениями на миллиардные суммы.

«Это данные, которые показала проверка. И это стало фактически последней каплей для отставки Михаила Ноняка», – отметил Наумов.

«В итоге в результате всего этого могут пострадать международные отношения, потому что если урежут или не дадут достаточного количества разрешений на международные перевозки, это прямо коснется ВВП Украины. Более того, уже началась «встречная атака», протесты, чтобы Омелян не дал хода этим проверкам, потому что дальше могут раскрыться все остальные схемы», – акцентировал эксперт.

Ревизор для маршруток: чиновники проверят, на чем возят киевлянКиевская городская госадминистрация начала проверку перевозчиков на городских автобусных маршрутах. Их количество планируют сократить.

«Кроме того, лицензирование, административные услуги – также сфера деятельности ГСБТ. Фактически, с 2015 года административные услуги нынешним руководством ГСБТ были «монетизированы». Что касается системы выдачи разрешений на международные грузовые перевозки, лицензий на перевозку пассажиров, то ситуация вообще катастрофическая. Руководством ГСБТ утверждена система расценок, сколько стоит та или иная услуга, чтобы ее получить очень быстро», – подчеркнул эксперт.

Бездорожье и фуры

«Государство выделяет миллиардные средства на ремонт и строительство дорог, но отсутствие весового контроля приводит к печальным последствиям», – отметил он.

«В итоге это приводит к тому, что вложенные миллиарды «убиваются» перегруженными фурами. Сейчас стоимость проезда пункта весового контроля ГСБТ без осуществления взвешивания составляет от 600 гривен с машины, что, по сути, является стоимостью разрушения наших дорог», – уточнил Наумов.

Водный транспорт

Специалист отметил, что ГСБТ также осуществляет контроль безопасности в сфере речного и морского транспорта.

«При этом постоянно возникают конфликты при осуществлении контроля суден под иностранными флагами. Неоднократно судовладельцы жаловались в Мининфраструктуры на то, что работники ГСБТ заходят на судна и в большинстве случаев запрещают их эксплуатацию по выдуманным причинам, с целью получить «свой интерес». А простой судна – колоссальные потери судовладельцев в валюте и, как следствие, потеря имиджа Украины. Доходит до того, что судовладельцы дают команду своим капитанам не заходить в украинские порты», – добавил он.

Учитывая все вышеизложенное, говорить о какой-либо эффективности ГСБТ нет никакого смысла, подытожил Владимир Наумов.

Напомним, министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал в течение месяца представить общественности новации мер безопасности дорожного движения.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: