В начале недели был предложен план размещения миротворческой миссии ООН на Донбассе. Он предполагает формирование контингента численностью не менее 20 тысяч человек. Еще четыре тысячи сотрудников должны представлять полицейский персонал. Миротворческие силы должны состоять из представителей европейских стран, не являющихся членами НАТО. План предполагает реализацию Минских соглашений по российскому сценарию, но особых возражений с украинской стороны пока не вызвал.
Фонд бывшего генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена, который сейчас, к слову, является советником президента Петра Порошенко, 12 февраля обнародовал доклад, в котором впервые содержится конкретика относительно размещения миротворческой миссии ООН на Донбассе. Так, согласно докладу, миротворческие силы должны получить усиленный мандат и включать 20 тысяч персонала из европейских стран, не являющихся членами НАТО. «В частности, ключевую роль должны играть представители таких стран, как Швеция, Финляндия или Австрия», – утверждается в документе. Еще 4 тысячи сотрудников будут представлять полицейский персонал
Соавтор отчета и эксперт по ООН Колумбийского университета Роберт Гован также отметил, что миротворческая деятельность в Украине требует привлечения стран, имеющих соответствующий опыт и которым доверяет Россия. В частности, Бразилию и Беларусь. Возглавить миссию могла бы Швеция. «Если удастся достаточно быстро развернуть присутствие (миротворцев) на местах, хорошо было бы перейти к местным выборам за 12 месяцев, а затем оставить миротворцев, скажем, на два года в целом», – заявил Ричард Гован.
Подробности доклада Расмуссена должны быть представлены 16 февраля во время Мюнхенской конференции по безопасности. Уже сейчас понятно, что он является продолжением договоренностей, достигнутых во время последней встречи 26 января в Дубае между помощником президента РФ Владиславом Сурковым и спецпредставителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером. По словам Суркова, США предложили план поэтапного развертывания миссии «в увязке с реализацией политических пунктов Минских соглашений».
Напомним, что идею разместить миротворцев на Донбассе подал президент России Владимир Путин 5 сентября прошлого года. Однако поначалу президент РФ рассматривал «голубе каски» в качестве неких охранников для представителей ОБСЕ. По первоначальному замыслу президента РФ, миротворцы должны были размещаться именно на линии разграничения. Позже Путин дал согласие расширить мандат будущей миссии на всю оккупированную территорию Донбасса. При этом украинская сторона хотела бы, чтобы миротворцы ООН сразу перекрыли неконтролируемый участок границы между Украиной и РФ и на Донбассе. Это вызвало разногласия, поскольку означало бы быструю ликвидацию незаконных «республик» «ДНР» и «ЛНР», существующих за счет негласной военной помощи из России.
После встречи в Дубае Волкер уточнил, что зона деятельности миротворцев должна распространяться на всю оккупированную территорию Донбасса, включая границы РФ. Однако размещение миссии может начаться и с линии разграничения. Представитель Госдепа США также подчеркнул, что на первом этапе необходимо «достижение долгосрочного перемирия», при этом Украина обязана выполнить все свои обязательства по Минским соглашениям.
Последние тезисы означают, что двадцатитысячный контингент изначально будет размещен именно на линии разграничения, обеспечив прекращение огня, то есть выполнение самых первых пунктов Минских соглашений, которые никогда толком не выполнялись. Затем должна наступить реализация политической части Минских соглашений. Она заключается, среди прочего, в объявлении амнистии всем лицам, принимавшим участие в событиях на территории ОРДЛО, восстановлении социально-экономических связей и возобновлении социальных выплат жителям ОРДЛО, а также проведении местных выборов. Восстановление полного контроля над государственной границей должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования конфликта на Донбассе.
Очередность выполнения Минских соглашений всегда вызывала протесты со стороны Украины. В Киеве полагали, что местные выборы на Донбассе по законам Украины не могут проводиться, пока эту территорию занимают пророссийские боевики. Именно поэтому сначала необходимо перекрыть границу, а уж потом браться за выполнение политической части Минских соглашений. Украинская сторона также отмечала, что проведение местных выборов в перспективе означает появление вчерашних главарей боевиков уже в Верховной Раде, а это значит, что Россия через своих марионеток сможет влиять на принятие важнейших политических решений в парламенте.
Однако «план Расмуссена» пока не вызвал никаких возражений, хотя он означает выполнение Минских договоренностей как раз по тому сценарию, который не устраивает Украину и лично Петра Порошенко. Во-первых, он означает отсутствие победы в войне, которая была развязана против нашей страны. Во-вторых, Украина будет вынуждена за свои деньги восстанавливать разрушенный агрессором регион, а также держать в уме возможное появление бывших лидеров боевиков в Верховной Раде, где они будут продвигать российскую повестку. А поскольку «план Расмуссена» совершенно не учитывает дальнейшую судьбу Крыма, получается, что он полностью отвечает только российским интересам, при которых РФ уходит с Донбасса «без потери лица», тема аннексии Крыма забывается, санкции снимаются, а российское влияние на украинскую политику сохраняется в полном объеме. Все это практически гарантирует Петру Порошенко поражение на президентских выборах с перспективой нового Майдана.
Для того, чтобы этого не произошло, «план Расмуссена» должен включать в себя опцию «маленькой победоносной войны», которая могла бы поддержать рейтинг Петра Порошенко. К примеру, это может означать возможность проведения «силовой зачистки» «ДНР» и «ЛНР» уже после того, как Россия уйдет с Донбасса без «потери лица», все ключевые требования Минских соглашений будут соблюдены, а граница взята под контроль миротворцами. В этом случае украинское руководство сможет заявить, что добилось победы, проведя на Донбассе некий аналог хорватской операции «Буря». Однако пойдет ли на такое российская сторона – большой вопрос.
В любом случае, совершенно ясно, что Украина теряет самостоятельность на переговорах по Донбассу и сможет сделать лишь то, что ей позволят те, кто за нее договаривается. Времени для маневров остается все меньше – до новых президентских выборов в Украине чуть больше года.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»