Невероятно, но на второй неделе второго месяца нового года народные депутаты продолжают отдыхать. Война, экономический кризис и одна из худших по финансовым показателям ситуация среди стран мира не являются для многих народных избранников достаточными аргументами, чтобы вдохновенно работать на лучшее будущее для Украины.
Прогулы и внеплановые «каникулы» народных депутатов, которые должны активно творить законы для своих граждан, уже давно не являются сенсацией. Так, на днях глава Верховной Рады Андрей Парубий досрочно закрыл пленарное заседание из-за отсутствия достаточного количества народных депутатов для принятия решений.
Подобные сообщения в СМИ появляются каждый раз, когда в государстве объявлена череда выходных дней, которые идут подряд. Так, в прошлом году подобное решение спикер парламента выносил минимум трижды. Аналогичное сообщение находим в СМИ от 22 марта 2017 года, когда на повестке дня парламента был ряд социальных законопроектов. Просто депутаты немного «загуляли» после праздника 8 Марта. Закрывали Раду из-за низкой посещаемости и в 2016 году, например, 13 июля.
Более того, даже в пленарные недели депутаты часто устраивают себе лишь 2 рабочих дня – во вторник и четверг. В понедельник проходит традиционное заседание глав фракций для обсуждения повестки дня. Среда – работа в комитетах, пятница – день правительства и сокращенный пленарный день. Правда, в среду депутаты, как правило, не работают в зале заседаний, а в пятницу их количество мизерное.
Но это еще не все. Все недостатки парламента предыдущих лет передались и нынешней Верховной Раде. Неперсональное голосование, драки и скандалы – постоянные «атрибуты» работы народных депутатов. Возникает вполне закономерный вопрос: если так себя ведут законодатели, то можем ли мы вообще говорить о создании настоящего правового государства?
Конечно, возникает еще много вопросов. Активно взяться за реформирование деятельности ВР и усиления дисциплины обещал нынешний глава парламента Андрей Парубий. Этим намерениям уже почти два года, однако существенных успехов достичь не удалось.
Подняли зарплаты – можно и отдохнуть
Все эти негативные процессы приводят к обесцениванию самого института парламентаризма и способствуют увеличению недоверия ко всей законодательной власти. По результатам социологического опроса, проведенного Центром Разумкова осенью прошлого года, поддержку действиям Верховной Рады выразили всего 2,9% респондентов, поддерживают отдельные действия 27,9% опрошенных, не поддерживают – 61,6%.
Уровень недоверия к парламенту среди украинцев зашкаливает. Однако это не является препятствием для самых нардепов. Несмотря на низкую эффективность их работы, они не забывают регулярно повышать себе зарплату. Дискуссии, увеличивать себе вознаграждение или нет, продолжались довольно долго, но в декабре 2017 года народные избранники таки повысили себе должностные оклады. Для спикера ежемесячный должностной оклад будет составлять 12 прожиточных минимумов (18 200 гривен), наименьший оклад у нардепа-члена парламентского комитета составит 10 прожиточных минимумов (16 тысяч гривен). В целом же, в госбюджете на этот год на финансирование Аппарата Верховной Рады из общего фонда выделяется 1 миллиард 724 миллионов гривен, что на 40% больше, чем в 2017 году (1 миллиард 217 миллионов гривен).
Между тем глава Верховной Рады Андрей Парубий вначале этого месяца сообщил, что Верховная Рада в ближайшее время намерена рассмотреть законопроект о количестве парламентских комитетов и их распределении. Это будет едва ли не первая законодательная инициатива по реформированию работы Верховной Рады, которую удалось внести в повестку дня весенней сессии парламента.
Низкая эффективность на фоне скандалов
На днях в кулуарах Верховной Рады произошел очередной скандал. Одному из народных депутатов не понравилось то, что журналист снимал его разговор с коллегой на смартфон. Разгневанный народный избранник силой завладел имуществом журналиста и положил гаджет себе в карман, заявив в присутствии свидетелей, что ему за это ничего не будет.
В общем, народные депутаты часто ведут себя вызывающе как с коллегами, так и с представителями прессы. Осенью прошлого года ряд нардепов высказывали намерения внести изменения в законодательство, чтобы ограничить доступ журналистов в кулуары и даже в парламентский буфет. Пока все эти намерения – лишь слова, однако в комитете по вопросам свободы слова и информации собирались инициировать изменения в закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» в части аккредитации журналистов. Предполагается, что журналистам придется добывать аккредитацию на каждое заседание Рады.
Зато эффективность работы парламентариев крайне низкая. По подсчетам аналитиков «Слова и дела», из более чем двух тысяч программных обещаний, с которыми шли на выборы 2014 года нынешние народные депутаты, выполнено лишь каждое пятое, а именно 19%.
Реально ли внести изменения в работу Верховной Рады?
Главными новациями в реформировании работы парламента должны были стать введение штрафов за прогулы для народных депутатов и существенные изменения в графике работы законодательного органа. Предполагалось, что количество пленарных заседаний увеличится, а взаимодействие с правительством станет более тесным.
Впрочем, почти за 2 года с момента провозглашения этих инициатив достичь хоть какого-то прогресса ни в улучшении эффективности главного законодательного органа, ни в вопросе повышения дисциплины нардепов так и не удалось. Что касается прогулов, то отсутствует действенный механизм, благодаря которому можно было бы четко мониторить присутствие народного избранника на рабочем месте.
Также забытыми оказались еще две идеи, которые должны были искоренить такие позорные явления в парламенте, как драки и неперсональные голосования. Специальные парламентские приставы и введение в действие сенсорной кнопки по отпечаткам пальцев депутатов (для этого нужно усовершенствовать электронную систему голосований «Рада») так и остались лишь красивыми намерениями.
Пока что наиболее действенным методом контроля над эффективностью работы парламента является широкое публичное освещение со стороны СМИ. Впрочем, политологи прогнозируют, что уже с весны этого года деятельность парламента станет еще более асинхронной и деструктивной. А все из-за приближения президентских и парламентских выборов 2019 года. Хуже всего то, что уже осенью, какая бы участь ни постигла коалиционное большинство, согласно Конституции, глава государства не сможет распустить парламент и объявить досрочные выборы. Вполне возможно, что в таком случае объединить народных избранников сможет лишь чудо или, например, угроза нацииональной безопасности Украины со стороны внешнего врага.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»