По данным «Слова и Дела», еще в 2016 году глава Верховной Рады Украины Андрей Парубий пообещал, что депутаты будут рассматривать вопрос реформирования работы Верховной Рады, однако провалил обещание. В списке проваленных обещаний политика – инициатива о рассмотрении ВРУ законопроекта относительно наказания чиновников за «кнопкодавство». Спустя два года реформирование парламента вновь названо приоритетной задачей на текущую сессию.
«Слово и Дело» решило узнать, насколько реально запустить изменения и кто может стать движущей силой на этом пути.
Политический аналитик Валентин Красноперов отметил, что демократия требует правильных институтов, а парламент сам является таким институтом, который постоянно ищет равновесия и консенсуса.
Понятно, что парламент не может работать, образно говоря, как пулемет, выдавая решения быстро и эффективно, но усовершенствовать и ускорить его работу можно, уточнил он.
«Советская организация парламента не была настроена на поиски консенсуса. Там просто нужно было штамповать решения, согласованные тоталитарной системой. Украинский парламент немного изменен, но, по сути, в таком состоянии и был. Теперь стоит вопрос согласования регламента с комиссиями, как оптимизировать комиссии, как вообще определить функции парламента перед другими ветвями власти», – подчеркнул эксперт.
Если не работать над этим, мы будем иметь некачественный дискурс, очень медленный процесс принятия законов, причем, скорее всего, некачественных законов, добавил аналитик.
По его словам, реформа нужна, другой вопрос, насколько сейчас парламент сам может ее провести.
«Несмотря на все проблемы, все же большинство в ВР есть. Учитывая, что Европарламент очень серьезно относится к вопросу реформы украинского парламента как качественного демократического института, есть вероятность, что нардепы будут двигаться по этому пути. Опять таки, будет ли устойчивое большинство?», – отметил Красноперов.
Эксперт обратил внимание, что даже в двух провластных фракциях практически никогда нет большинства и приходится искать поддержки на стороне.
«Сейчас оппозиционные фракции, за исключением «Оппоблока», демократические. Если говорить о реформе парламента со стороны ЕС, выходить, пожалуй, будут на «Самопомич» и «Батькивщину» как формирующие европейские партии, которыми они себя позиционируют. В свою очередь они пойдут навстречу этой реформе. Единственный вопрос в том, насколько долго они будут искать консенсус внутри», – пояснил аналитик.
На его взгляд, шансы изменить парламент есть.
«Европа будет выходить на все фракции. Потому этот вопрос состояния перед ЕС – вопрос не нашей власти даже, а международного характера, поскольку мы идем по пути евроинтеграции, признаем их предложения относительно других реформ в стране», – констатировал эксперт.
Это на 100% вопрос внешнего вектора, акцентировал он.
«Украина сегодня борется за суверенитет. Это ключевой вопрос. Основная составляющая сегодня – внешняя легитимизация украинского государства де-факто, а не де-юре, бумаги у нас есть давно. Де-факто среди тех, кто признает украинское государство сегодня, – Европа, Запад. Когда Украине сложно, Запад нам помогает, а не просто признает независимость. Эта внешняя легитимность – единственное, что поддерживает нашу суверенность. Если мы теряем это, Украина как государство начинает разрушаться», – подчеркнул эксперт.
Поэтому реформа парламента и другие инициативы Запада будут проходить, добавил специалист.
«Хотят наши чиновники или нет, возмущаются, боятся, но изменения придется делать. И согласиться придется и власти, и оппозиции. В этой истории европейский вектор является определяющим. Украина может и будет замедлять изменения, но западный вектор и влияние будут все равно тянуть реформы вперед», – резюмировал Валентин Красноперов.
Топ-10 депутатов, которые больше всего обещают, – на нашей инфографике.
Сколько обещаний выполнил спикер ВР и как справляется со своими обязанностями – по ссылке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»